Статья №19. История создания четвертого корабля проекта 1164 «Атлант» — ракетного крейсера «Адмирал Флота Лобов».

Дата: 18 Февраль 2014 Рубрика: Надводные корабли ВМФ СССР и РФ Комментарии: Нет комментариев

 original

– Четвертый корабль проекта 1164 – ракетный крейсер «Адмирал Флота Лобов» заложен летом 1984 года, спущен на воду 1 августа 1990 года.   Основной объем комплектующего оборудования был установлен на корабле в конце 80-х – начале 90-х годов.

c5b750e0431d338f4016eee73faf7d29

Товарищу Лобову, ракетному крейсеру и адмиралу

  18 марта 1993 г. при 75-процентной технической готовности Россия отказалась его достраивать, аргументируя это тем, что в составе ее флота есть аналогичный крейсер «Слава», а также невозможностью изыскать средства на достройку корабля.

  1 октября 1993года, после отказа России закупить корабль для своего флота, он перешел в собственность Украины. Достройка была приостановлена в 1996 году. После прекращения финансирования, корабль, до принятия очередного решения о достройке, находился на длительном хранении. Он несколько лет простоял у стенки завода без обслуживания и отопления в зимнее время. Неоднократно подвергался «рейдам» мародеров – искателей цветного металла.

  Наконец, 17 февраля 1998 года Президент Украины принял официальное решение о переименовании крейсера и его достройке в проектном варианте для украинских ВМС. «Адмирал Флота Лобов» получил новое имя – «Украина». При самом благоприятном стечении обстоятельств ракетный крейсер «Украина» планировали ввести в строй в 2001 году.            

Ракетный крейсер «Украина» у стенки завода «Имени 61 Коммунара» в Николаеве, октябрь 1998 года.

     В марте 1999года достройка возобновилась. Для завершения работ средств не было и попытки достроить его для ВМС Украины, закончились неудачей.У идеи покупки Россией ракетного крейсера «Украина» был влиятельный лоббист – Юрий Лужков, известный своей озабоченностью состоянием Черноморского флота. Он направил Президенту России письмо, в котором предлагал услуги Москвы в деле выкупа крейсера. Его предлагалось переименовать в «Санкт-Петербург». Цена, предложенная московским правительством, не называлась, однако весьма сомнительно, чтобы она устроила Киев.                                                              

Так или иначе, достичь договоренности не удалось. В январе 2002 г. в прессу просочилась информация об очередном отказе Москвы купить крейсер для ВМФ РФ. Тогда же в Киеве была сформирована рабочая группа, которая должна найти путь разрешения затянувшийся проблемы. По некоторым данным, «Рособоронэкспорт» уже рассматривал вопрос о реализации «Украины» на международном рынке. По неофициальным данным, в начале 2002 г. Киеву было предложено вложить примерно 50 млн. долл. в перепроектирование корабля под новое вооружение и закупку его в России.
  В 2004 году руководство страны приняло решение недостроенный ракетный крейсер «Украина» продать.  Предложение Украины о продаже крейсера третьей стране, вызвали протест со стороны России, поскольку в строительстве корабля и его вооружении использованы секретные технологии советского военно-промышленного комплекса.

Ukraine640

Крейсер «Украина». Продолжает ржаветь на верфи в Николаеве. Его систершип «Москва» является флагманом Российского Черноморского флота. Фото: А. Сигниенко

  6 мая 2004 тогдашний премьер-министр Украины Анатолий Кинах посетил одно из крупнейших машиностроительных предприятий страны – николаевский «Судостроительный завод имени 61 коммунара». Главной целью его визита было обсуждение патовой ситуации, сложившейся вокруг ракетного крейсера «Украина» Он доведен до готовности 95,1%, однако средств для завершения работ ни у завода, ни у украинского правительства нет. Минобороны уже задолжало предприятию 56 млн. гривен (свыше 10 млн. долл.), на достройку требуется еще порядка 60 млн. Многолетний простой корабля у достроечной стенки завода дорого обходится судостроителям и мешает выполнять коммерческие заказы. Бывший командующий ВМС Украины Владимир Бескоровайный называл решение о достройке корабля ошибкой.

  Особый интерес к поездке Кинаха был связан с тем, что его сопровождал посол РФ Виктор Черномырдин. С его участием в обстановке строгой секретности было проведено совещание, по результатам которого кабинет министров собирался представить Президенту Украины Леониду Кучме предложения о дальнейшей судьбе крейсера. Официальное заявление гласило, что политическое решение будет принято президентами Украины и России с учетом того, что крейсер «имеет очень высокие тактико-технические данные и влияет на баланс сил на международном уровне».

 Учитывая тот факт, что большая часть оборудования, установленного на корабле, производится на территории России, было принято решение, что в дальнейшем поиск иностранного заказчика, достройку, оборудование и продажу ракетного крейсера проекта 1164 «Украина» Россия и Украина будут осуществлять совместно.

  Экспортную стоимость «Украины» оценивают по-разному – от 250 млн. долл. до 1 млрд. долл. (последняя оценка принадлежит вице-адмиралу в отставке Бескоровайному). Разброс объясняется тем, что корабли такого класса до сих пор ни разу не продавались.

  По своим противокорабельным возможностям проект 1164 не имеет равных в дальнем зарубежье, а из отечественных крейсеров уступает лишь тяжелым атомным проекта 1144. В составе ВМФ РФ числятся три боевые единицы такого типа. По некоторым оценкам, «Атланты» в эксплуатации показали себя лучше, чем другие корабли с ударным ракетным оружием – тяжелые атомные ракетные крейсера и эсминцы проекта 956.

  Однако именно чрезвычайно мощное противокорабельное вооружение – комплекс П-500 «Базальт» с шестнадцатью ПКР – создает проблемы для экспортных перспектив «Украины». Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ), который соблюдают и Москва, и Киев, запрещает торговать оружием с дальностью стрельбы свыше 300 км (у «Базальта» – 550  км). Украина в 1990-х гг. интересовалась возможностью установить комплекс на крейсере. В ходе обсуждения запроса в России мнения специалистов разошлись: одни говорили, что с формальной точки зрения Киев уже имеет П-500, другие утверждали, что передача невозможна. Именно они в конце концов победили. Тем не менее, заместитель директора «Судостроительного завода имени 61 коммунара» Анатолий Михельсон заявил, что установка «Базальта» возможна в рамках политического решения руководителей двух государств.

  Упомянутое предложение «Рособоронэкспорта» предусматривало решение этой проблемы путем замены комплекса «Базальт» на «Яхонт» или         «Клаб-N», которые вписываются в режим РКРТ. Замена комплекса «Базальт» и переоборудование его под «Яхонт» по мнению представителей НПО «Машиностроение» (разработчика комплексов «Базальт» и «Яхонт») и Анатолия Михельсона с технической точки зрения вполне возможно. Такое решение формально откроет «Украине» путь на мировой рынок.

  Однако у решения продать крейсер в дальнее зарубежье есть оппоненты. Если на Украине они представлены националистическими популистами, призывающими к созданию мощного флота, то в России противники идеи оперируют более серьезными аргументами.

  Некоторые представители санкт-петербургского судостроительного куста, более других знающие проблемы крейсеров проекта 1164, заявляют, что вывод «Украины» на рынок подорвет позиции отечественных предприятий «Балтийский завод» и «Северная верфь». Такое мнение вполне обоснованно, поскольку реальными покупателями крейсера эксперты называют только Китай и Индию. Бюджеты этих стран, закупающих крупные корабли только в России, небезразмерны, поэтому «Украина» оттянет на себя потенциальные заказы питерских верфей.

  Хотя без российского оборудования и вооружения крейсер достроить нельзя, в конечной стоимости доля отечественных предприятий будет невелика. Санкт-петербургский эксперт также указал на негативный опыт переговоров с Украиной о судьбе корабля, в процессе которых выдвигалась идея формирования достроечного консорциума. Тогда договориться о приемлемом для России варианте дележа расходов и доходов не удалось.
На этом основании санкт-петербургский эксперт прогнозирует неудачу очередного раунда переговоров. По его мнению, наилучшим вариантом стала бы закупка крейсера для ВМФ РФ, однако на это средств нет. Впрочем, вариант сделки «корабль за газовые долги» наверняка будет обсуждаться, особенно если учесть предыдущий опыт Виктора Черномырдина. Конечно, и в этом случае необходимо решать проблему основного вооружения, поскольку «Базальт» вряд ли устроит российских моряков. Эксперты указывают и на другие технические проблемы, связанные с вооружением крейсера.

  Продажа «Украины» третьей стороне вызовет и политические осложнения. Даже после замены ударного ракетного вооружения крейсер скорее всего сохранит свою противоавианосную специализацию. Крайне маловероятно, что такой корабль купит Индия (там взят курс на строительство авианосцев и многоцелевых кораблей относительно небольшого водоизмещения класса «фрегат»). У противников Дели просто нет достойных целей для «Атланта».

  Иное дело Китай. Там всерьез опасаются, что авианосные многоцелевые группировки США могут вмешаться в теоретически возможный конфликт КНР с Тайванем. Противостоять им нынешнему китайскому флоту трудно. Именно поэтому Пекин взял курс на строительство кораблей класса «крейсер», о чем, по мнению некоторых специалистов, свидетельствует российско-китайская договоренность о продаже корабельного зенитного ракетного комплекса С-300Ф.

  Сейчас, как мною было уже сказано выше, в составе российского ВМФ сохраняются три газотурбинных ракетных крейсера проекта 1164, причем головной «Москва» и «Маршал Устинов» прошли средние ремонты в 90-е годы, что делает их относительно активными кораблями. Тихоокеанский «Варяг» к настоящему времени исчерпал межремонтные сроки до среднего ремонта, хотя в 2002 году и прошел текущий ремонт на Дальзаводе.

  Строительство пятого и шестого кораблей проекта 1164 – ракетных крейсеров «Россия» (затем «Октябрьская революция») и «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» в 1990 г. прекращено.

——————————————————-

В августе 2004 года было принято решение об открытии крейсера для экскурсионного посещения.

Корабль оснащен ракетным комплексом среднего радиуса действия С-300 «Форт», представляющем собой морской вариант сухопутной системы С-300. Кроме того, на борту установлены 16 пусковых установок противокорабельных ракет «Базальт», 3 батареи шестиствольных 30-мм пушек АК-630 «Вымпел», 2 пятитрубных торпедных аппарата, 130-мм артиллерийские системы главного калибра и многое другое. Для разведки и корректировки огня имеется вертолёт.

  Что делать с крейсером «Украина», который уже столько лет подпирает стенку причала, в Николаевкой облгосадминистрации не знают. Несмотря на это этот чемодан без ручки приходиться нести, точнее содержать. В 2013 году на содержание корабля из бюджета страны выделят 6 млн. 362 тыс. 930 грн. 4 коп. Николаевское госпредприятие «Судостроительный завод им. 61 коммунара» получило акцепт предложения на выполнение работ по содержанию этого ракетного крейсера до конца этого года.

«Я как бывший офицер военно-морского флота, могу сказать, что такой крейсер, как Украина нам не нужен, — заявил председатель Николаевской облгосадминистрации Николай Круглов. — Такой крейсер мы не «потянем». Во-первых, он самостоятельно не ходит без сопровождения малых кораблей.  Во-вторых, «Украина» — это «крейсер-убийца» атомных подводных лодок и авианосцев. Скажите пожалуйста, за кем Украина будет «охотиться» на таком крейсере в Черном море? Существует договор, в котором указано, что самостоятельно распорядиться им для реализации третей стороне без согласия второй стороны не может ни Россия, ни Украина. Поэтому сейчас ведутся переговоры с представителями Российской Федерации. Каждая сторона имеет полную ясность о сложившейся ситуации. Сегодня все зависит, в большей
степени, от принятых политических решений.»

 

Оставить свой комментарий

Счетчик
Полезное видео
Новостная рассылка сайта
Наверх