Статья №18. История создания третьего корабля проекта 1164 «Атлант» — ракетного крейсера «Червона Украина».

Дата: 8 Февраль 2014 Рубрика: Надводные корабли ВМФ СССР и РФ Комментарии: 2 коммент.

125534702313

Ракетный крейсер «Червона Украина» выходит на испытания, 1988-1989 годы.

  – Третий корабль проекта 1164 – ракетный крейсер «Червона Украина» заложен 31 июля 1979 года на судостроительном заводе «Имени 61-го коммунара». По ходатайству Совета ветеранов Великой Отечественной войны Краснознаменного Черноморского флота корабль назван в честь крейсера, погибшего в 1942 году в Севастопольской бухте, защищая Севастополь. Спущен на воду 27 июля 1982 года.

Скорость хода – до 34 узлов. Дальность плавания – 9 тыс. миль (17,5 тыс. км, или почти полэкватора). Экипаж – 416 человек. Вместо штатных ПКР «Базальт» ракетный крейсер несет на борту 16 противокорабельных ракет 3М-70 «Вулкан», ракетный комплекс «Форт», спаренную 130-миллиметровую артустановку, два зенитных ракетных комплекса «Оса» (80 ракет), шесть шестиствольных 30-миллиметровых автоматов, два пятитрубных торпедных аппарата, два реактивных бомбомета, гидроакустическую станцию «Платина» с буксируемым устройством, вертолет Ка-27.

Гвардейский ракетный крейсер "Варяг"

Реактивная бомбометная установка РБУ-6000 «Смерч-2″.

  Разработка комплекса П-1000 «Вулкан» была начата в соответствии с правительственным постановлением от 17 мая 1979 года в связи с постоянным ростом радиуса действия ударной палубной авиации ВМС США.  Комплекс ПКР «Вулкан» (П-1000) поступил на вооружение в 1987 году. Противокорабельная крылатая ракет 3М-70 имела аналогичный П-500 турбореактивный двигатель, однако за счет использования более мощной стартово-разгонной ступени (СРС) с управляемыми соплами, а также более современных конструкционных материалов (в частности, титановых сплавов), а также ослабления броневой защиты, имела увеличенную до 700 км дальность.

0_cad6e_9f47e8de_orig

Ракета комплекса «Вулкан» разительно отличается от своей предшественницы за счет использования более мощной стартово-разгонной ступени (СРС) с управляемыми соплами, а также более современных конструкционных материалов

  Аналогичная замена ПКР «Базальт» на ПКР «Вулкан» предполагалась и для предыдущих кораблей проекта, что впоследствии и было произведено на крейсере «Москва» во время его модернизации, а также с 2011 года идет процесс модернизации «Маршала Устинова». Перезарядка комплекса «Вулкан» производится только на базах кораблей, так как представляет  собой довольно трудоемкую операцию. Серийное производство ракет 3М-70 велось на ПО «Стрела» (г. Оренбург).

Если говорить коротко,  то ПКРК  П-1000 «Вулкан» — это  сильно усовершенствованный «Базальт». Комплекс «Базальт» был модернизирован и принят на вооружение 13.10.1987, но уже под названием «Вулкан», откуда следует, что РКР пр. 1164 вооружены «Вулканом» и только «Вулканом».

  Однако, эти ПКР не могут использовать штатные стартовые ступени, так как их работа может привести к разрушению ПУ. В итоге, они оснащены стартовыми агрегатами ПКР П-500, что несколько снижает дальность полета. По неизвестным причинам (экономического, политического, технического или производственного характера) ПКРК «Вулкан» был установлен  на крейсера 1164-го проекта в усечённом виде — без замены  стеклопластиковых пусковых установок  СМ-248  на новые из жаропрочных сплавов,  позволяющие использовать ракеты 3М70 со стартово-разгонными РДТТ новой конструкции.

Ракетный крейсер «Варяг» имеет жаропрочные пусковые установки. Но учитывая, что ПКР с мощными стартовиками пока/ещё не производятся, по прежнему применяются, то по этой причине, РКР «Маршал Устинов» имеет на вооружении ПКРК «Вулкан» с ракетами 3М70, снаряжёнными стартовыми ускорителями от ПКР 4К80 снятого с вооружения комплекса «Базальт». В связи с вышеизложенным. остается предполагать, что дальность действия  ПКРК «Вулкан»  на сегодняшний день  либо такая же,  как у «Базальта» (550 км),  либо (по некоторым данным) на 150 км больше за счёт уменьшения массы ракеты.

0_cb074_94c3f411_orig

Фактически на ракетных крейсерах пр. 1164 применяется ПКРК «Вулкан» с ракетами 3М70, снаряжёнными стартовыми ускорителями от ПКР 4К80 снятого с вооружения комплекса «Базальт»

  01 декабря 1986 года на 10-й Оперативной эскадре ТОФ сформирован экипаж. Приказом МО СССР №-284 от 10 августа 1988 года зачислен почётным матросом Герой Советского Союза, кавалер орденов Славы 3-х степеней гвардии старшина в отставке Дубинда Павел Христофорович. С 15 августа по 1 декабря 1989 года корабль проходил ходовые и государственные испытания. 25 декабря 1989 года принят в состав ВМФ СССР. 07 января 1990 года на крейсере поднят Военно-морской флаг СССР.

http://navsource.narod.ru/photos/02/171/02171072.jpg

Ракетный крейсер «Червона Украина» в период перехода на ТОФ, 1990 год. Автор Муратов В.Н.

  С 27 сентября по 05 ноября 1990 года крейсер в охранении ЭМ “Быстрый” совершил межфлотский переход из порта Севастополь в порт Петропавловск-Камчатский с выполнением задач боевой службы. В ходе перехода с 22 по 24 октября осуществил деловой заход в порт Камрань (СР Вьетнам). Переход и выполнение задач боевой службы оценены на “хорошо”.
С приходом на КТОФ 05 ноября 1990 года крейсер зачислен в состав 173 бригады ракетных кораблей Камчатской флотилии.
По итогам БП за 1991 год корабль занял второе место по боевой подготовке, объявлен лучшим кораблём КТОФ по ракетной подготовке за 1991 год.
В 1991 году были успешно выполнены ракетная стрельба крылатыми ракетами по морской цели и стрельба по ракето-мишени ”Малахит” УМЗРК “Форт”.
26 июля 1992 года на крейсере был спущен Военно-морской флаг СССР и поднят Андреевский флаг.
Крейсер был объявлен лучшим на КТОФ по ракетно-артиллерийской подготовке и ПВО и завоевал приз ГК ВМФ за стрельбу крылатыми ракетами по морской цели и стрельбу по 3-м ракето-мишеням ”Малахит” УМЗРК “Форт”.
В 1991 — 1994 годах крейсер являлся лучшим кораблем соединения.
В 1995 году крейсер после длительной стоянки осуществил за 4 суток переход из пункта базирования Петропавловска — Камчатского во Владивосток на морской парад в честь празднования 50-летия Мира на Тихом океане (2 сентября). 04 сентября 1995 корабль переведен в состав 36 дивизии ракетных кораблей 10 Оперативной эскадры.

  В связи с переделом флота после распада СССР, 09 февраля 1996 года ракетный крейсер “Червона Украина” приказом Главнокомандующего ВМФ, знаменитого ельцинского «реформатора»,  адмирала Флота Феликса Громова  переименован в гвардейский ракетный крейсер “Варяг”. Ракетный крейсер стал последним достойным приемником славного имени легендарного крейсера «Варяг» времен русско-японской войны 1905г. Причем одноимённый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Варяг», который так никогда и не заступил на боевую службу российского флота, в это время ещё не был продан на металлолом и не принадлежал Таиланду.

В 1996 году крейсер выполнил стрельбы артиллерией по береговым и морским целям. Огнем зенитно-ракетных комплексов уничтожено 2 самолето-мишени Ла-17 и 1 ракета-мишень РМ-15 “Термит”. «Варяг» объявлен лучшим кораблем КТОФ по ПВО.
В 1997г. крейсере «Варяг» участвовал в учебном походе в Корею и Японию. Впервые на флоте в качестве члена команды был  священнослужитель. Им стал Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин. С 09 по 13 февраля 1997 года крейсер выполнил официальный дружественный визит в порт Инчхон Республики Корея к месту сражения бронепалубного крейсера “Варяг” с японской эскадрой.
03 сентября 1997 года выполнена стрельба крылатой ракетой по фактической морской цели (мишень — списанный десантный корабль). Морская цель уничтожена прямым попаданием КР. За эту стрельбу крейсер награжден призом Главнокомандующего ВМФ как лучший надводный корабль ВМФ по ракетной подготовке. В 1997 году крейсер объявлен передовым  надводным кораблем КТОФ.

http://navsource.ru/photos/02/171/02171008.jpg

Ракетный крейсер «Варяг». Выполнение ракетной стрельбы комплексом «Вулкан». Автор фотографии В. Аньков, Муратов В.Н.

В 1998 году на крейсере произведен доковый ремонт. После ремонта корабль отработал курс боевой подготовки. Выполнил стрельбы зенитно-ракетными комплексами и артиллерией по воздушным, береговым и морским целям.
В 1999 году крейсер выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз ГК ВМФ.
Со 02 по 06 октября 1999 года крейсер “Варяг” в совместно с эскадренным миноносцем “Бурный” под флагом командующего КТОФ адмирала ЗАХАРЕНКО М.Г. участвовал в официальном визите в порт Шанхай — Китайской Народной Республики в связи с празднованием 50-летия образования КНР.
28 октября 1999 года крейсер участвовал в комплексном контрольном выходе кораблей КТОФ в залив Петра Великого с Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным.

В мае 2001 года  крейсер посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

С 2002 года ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг» стал флагманом Тихоокеанского флота взамен тяжёлого атомного ракетного крейсера проекта 1144 «Адмирал Лазарев». С 10 по 15 октября 2002 года крейсер совершил официальный визит в порт Йокосука (Япония) на 50-летие военно-морских сил самообороны Японии, участвовал в военно-морском параде в Токийском заливе.

В 2003 году крейсер успешно выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз Главнокомандующего ВМФ.  

http://navsource.ru/photos/02/171/02171015.jpg

Ракетный крейсер «Варяг» отправляется в поход в Южную Корею, 3 февраля 2004 года. Автор фотографии Саяпин Владимир

 С 10 по 15 февраля 2004 года кораблем совершен официальный дружественный визит в составе отряда боевых кораблей КТОФ (совместно с БПК «Адмирал Трибуц», МПК «Кореец») под флагом Командующего КТОФ адмирала ФЕДОРОВА В.Д. в порт Инчхон Республики Корея на празднование 100-летия подвига бронепалубного крейсера «Варяг». В ходе визита проведены совместные учения с кораблями ВМС Республики Корея. В апреле 2004 года в ходе командно-штабных учений КТОФ кораблем успешно выполнены ракетные и артиллерийские стрельбы, сбита воздушная мишень ЗРК «Гюрза» и АК-630.

    В сентябре-декабре 2005 года крейсер в составе отряда боевых кораблей (БПК «Адмирал Пантелеев», БПК «Адмирал Трибуц», танкер «Печенга») успешно выполнил задачи дальнего похода с посещением портов порт Вишакхапатнам (Индия) — порт Сингапур- порт Джакарта — порт Саттахип — порт Хайфон. Крейсер принял участие в международных учениях «ИНДРА-2005″. Ряд офицеров и мичманов награждены государственными и ведомственными наградами. В декабре крейсер объявлен лучшим по основным видам подготовки по итогам 2005 года.

В 2006 году флагмана ТОФ – гвардейский ракетный крейсер «Варяг» поставлен для планового ремонта в стены Дальзавода. В марте-апреле крейсер произвёл чистку топливных цистерн и выгрузку всего боезапаса. В мае 2006 года на крейсере начат доковый ремонт. Ремонт планировали произвести быстро. Но в связи с отсутствием на кризисном Дальзаводе (как, впрочем, и на всех предприятиях ВПК РФ) квалифицированных судостроителей быстрый плановый ремонт растянулся почти на два года. В период с июня 2006 по февраль 2008 года на крейсере проведены отдельные ремонтные работы с заменой основных и маршевых двигателей и модернизацией вооружения силами ОАО «ХК Дальзавод».

http://navsource.narod.ru/photos/02/171/02171051.jpg

Ракетный крейсер «Варяг» на ремонте во Владивостоке, 26 августа 2007 года

После ремонта и восстановления ходовой части ракетный крейсер «Варяг» под командованием гвардии капитана 1 ранга Эдуарда Москаленко принял участие в ходовых испытаниях. Во время одного из выходов с завода на акваторию залива Петра Великого «Варяг», как в лучшие былые годы, развил максимальную крейсерскую скорость — 32,5 узла. Военные моряки, соскучившись у причальной стенки по настоящей боевой работе в море, даже в эти считанные дни зарядились позитивным настроем. Ведь до ходовых испытаний целый призыв матросов и старшин вынужден был обучаться морской науке только на тренажерах да во время корабельных тренировок по специальности.

Командир отделения операторов группы управления зенитно-ракетного дивизиона гвардии матрос Николай Иванов, призванный на флот из Свердловской области осенью 2006 года заявил, что «…он совсем по-другому почувствовал себя, едва корабль, наконец вышел из завода в море. Захотелось сполна хлебнуть морской романтики, появились мысли о заключении контракта после завершения срочной службы«.

Командир гвардейского ракетного корабля «Варяг» (2008г.) гвардии капитан 1 ранга ЭДУАРД МОСКАЛЕНКО: «Нынешний ремонт – первый за всю 18-летнюю жизнь ракетного крейсера. Заводчане провели плановую замену всех двигателей, камбузного оборудования, бытовых систем – душевых, гальюнов. Если измерять такой ремонт денежными капиталовложениями, то обошелся он государству примерно в 350 миллионов рублей. Основная нагрузка легла на дальзаводчан, но свою лепту в восстановление «Варяга» внесли и десятки других оборонных предприятий России. Могу сказать одно: с честью выполнена огромная работа, и теперь наш «Варяг» технически в отличной форме, что показали его ходовые испытания в море. Этим ремонтом кораблю продлена полноценная служба по меньшей мере еще лет на пятнадцать. Причем практически без ограничения мореплавания.                                                   Мы даже в период столь продолжительного ремонта старались держать полный штат корабля, чтобы личный состав в условиях стоянки в доке поддерживал свои заведования в нормальном состоянии, изучал функциональные обязанности по специальности. С сокращенным экипажем всего не сделаешь: хозяйство-то обширное!Во время первых выходов в море моряки отработали вахты, все элементы швартовки. Так что скоро крейсер займет свое привычное место флагманского корабля. И ни одно важное событие на флоте – будь-то военный парад или крупномасштабное учение в океане – без него не обойдется».

Во время одного из выходов с завода на акваторию залива Петра Великого «Варяг», как в лучшие былые годы, развил максимальную крейсерскую скорость — 32,5 узла. Военные моряки, соскучившись у причальной стенки по настоящей боевой работе в море, даже в эти считанные дни зарядились позитивным настроем. Ведь до ходовых испытаний целый призыв матросов и старшин вынужден был обучаться морской науке только на тренажерах да во время корабельных тренировок по специальности. По словам командира отделения операторов группы управления зенитно-ракетного дивизиона гвардии матроса Николая Иванова, призванного на флот из Свердловской области осенью 2006 года, он совсем по-другому почувствовал себя, едва корабль наконец вышел из завода в море. Захотелось сполна хлебнуть морской романтики, появились мысли о заключении контракта после завершения срочной службы. 

  Одним из самых значимых событий 2008 года для «варяжцев» стало 9 февраля, когда они отметили сразу две памятные даты: 104-ю годовщину героического сражения и гибели крейсера «Варяг» в Русско-японской войне и день подъема гвардейского флага.104 года назад, 9 февраля 1904 года, прадедушка флагмана ТОФ – крейсер «Варяг» императорского флота – после жестокого сражения с японской эскадрой на рейде корейского порта Чемульпо был затоплен его командой. Так что ввод в строй нового «Варяга» именно к этой знаменательной дате в его истории – главная задача для всего экипажа.

  В апреле 2008 года экипаж крейсера успешно отработал и сдал курсовую задачу «К-1″. В мае 2008 года крейсер вступил в состав сил постоянной готовности. В октябре 2008 года гвардейский РКР «Варяг» в составе отряда кораблей совершил неофициальный визит в порт Пусан республики Корея и принял участие в международном морском параде. По итогам 2008 года крейсер объявлен лучшим кораблём 1-го ранга объединения.

  Заместитель начальника штаба Тихоокеанского флота (2008г.) контр-адмирал АНДРЕЙ ВОЙТОВИЧ: «Для всех нас, военных моряков-тихоокеанцев, возвращение гвардейского ракетного крейсера «Варяг» в боевой строй – событие исключительно важное и по-человечески радостное. Еще бы! Сразу заметно возрастает мощь флота. Не случайно по классификации НАТО этот класс российских боевых кораблей прозвали убийцами авианосцев. Наш «Варяг» вооружен мощным многоцелевым ударным ракетным комплексом, который позволяет поражать крупные надводные и наземные цели на значительном удалении. Кроме того, в его арсенале – реактивные бомбометные установки, торпедные аппараты и несколько артиллерийских установок различного калибра и назначения. Уверен, флагманский корабль еще не раз напомнит о себе участием в крупномасштабных учениях и дальних походах. Сегодня со страниц центральных газет чаще звучит имя гвардейского ракетного крейсера «Москва» с Черноморского флота, который на днях громко заявил о себе в Атлантике. Уверен: скоро в центре внимания будет тихоокеанский «Варяг».

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Ракетный крейсер «Варяг» на 33 причале бухты Золотой Рог перед выходом в Китай для участия в военно-морском параде в Жёлтом море в честь 60-летия ВМС НОАК, 13 апреля 2009 года. Автор фотографии Муратов В.Н.

В апреле 2009 года гвардейский ракетный крейсер «Варяг» в составе отряда кораблей КТОФ совершил неофициальный визит в порт Циндао КНР на празднование 60-тилетия ВМС Народно-освободительной армии Китая.

Ракетный крейсер «Варяг» в Циндао во время мероприятий в честь 60-летия ВМС НОАК, 20 апреля 2009 года

  В октябре – декабре 2009 года ГРК «Варяг» совершил деловой заход в ВМБ Чанги республики Сингапур с целью обеспечения безопасности Президента РФ Д.А. Медведева участвовавшего в саммите АТЭС-2009.
Борт крейсера посетили Президент РФ Д.А. Медведев, губернатор Приморского края С.М. Дарькин, Владыка Приморский и Владивостокский Вениамин. По итогам 2009 года крейсер завоевал два приза ГК ВМФ за выполнение ракетных стрельб.

Ракетный крейсер «Варяг». Ракетный противокорабельный комплекс Вулкан П-1000

  В 2010 году гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил с неофициальным визитом порт Сан-Франциско США. В ходе визита проведён ряд встреч с командованием ВМС США, администрацией города Сан-Франциско. Президент России Дмитрий Медведев посетил 23 июня ракетный крейсер «Варяг», который в эти дни находится в Сан-Франциско с неофициальным дружеским визитом. Глава государства поднялся на борт флагмана Тихоокеанского флота перед тем, как отправиться в Кремниевую долину.

249780935

Контр-адмирал Владимир Касатонов доложил президенту и главнокомандующему Вооруженными силами РФ Д. Медведеву о задачах, которые выполнили российские моряки во время дальнего похода, и мероприятиях, в которых они приняли участие в Сан-Франциско. Президент осмотрел ракетный крейсер и пообщался с командой

146ff5033b3dd62095ac8b34abfb7f64

ГРК «Варяг», 2010 год

  В ноябре 2010 года гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил порт Инчхон Республики Корея. Экипаж крейсера принял участие в церемонии передачи в аренду Российской Федерации Гюйса бронепалубного крейсера «Варяг».

Гвардейский ракетный крейсер "Варяг"

Стрельба ракетой зенитного комплекса С-300Ф «Форт» по ракете-мишени «Саман», сентябрь 2011г. Фотографии сделаны Вадимом Савицким

Гвардейский ракетный крейсер "Варяг"

Ракета 9М33 «Осы-М» после старта. ГРК «Варяг», сентябрь 2011г.

  В апреле-мае 2011г. ГРК «Варяг» участвовал в российско-китайских учениях «Мирная миссия-2011» в акватории Желтого моря с заходом в порт Циндао.

  В сентябре — декабре 2011г. во главе отряда кораблей ТОФ «Варяг» выполнил задачи боевой службы в Тихом океане с заходами в военно-морскую базу Майдзуру (Япония) — здесь приняли участие в совместном учении с морскими силами самообороны Японии по поиску и спасению терпящего бедствие корабля, Апра (остров Гуам, США) – здесь приняли участие в российско-американских антитеррористических учениях «Тихоокеанский орел-2011″, а далее, неофициальный визит в   Ванкувер (Канада).

  С 23 по 27 апреля 2012г. совместно с БПК «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников», «Адмирал Трибуц» и кораблями снабжения ГРК «Варяг» принял участие в российско-китайских учениях «Мирная миссия-2012» в Желтом море.

0019b91ec8261100664725

Группа военных кораблей во главе с флагманским кораблем Тихоокеанского флота ВМС РФ гвардейским ракетным крейсером «Варяг» прибыла в Китай для участия в китайско-российских совместных военно-морских учений «Морское взаимодействие-2012″

  В начале 2013г. он прошел плановый ремонт на «Дальзаводе». С 5 по 12 июля  2013г. участвовал в совместных российско-китайских учениях «Мирная миссия-2013» в Японском море. Далее крейсер  возглавит постоянное оперативное соединение ВМФ в Средиземном море, сменив ракетный крейсер ЧФ РКР «Москва». 07 сентября 2013г. принял участия в праздновании 100-летия ВМС Австралии в Сиднее.

14 октября  2013г. зашли с деловым визитом в оманский порт Салала.

04 ноября 2013г. выполняет боевую задачу в Средиземном море, и заходит с дружественным визитом в Египет,  порт Александрия.

В период с 20 по 26 мая 2014г. ГРК «Варяг» принимал участие в российско-китайских учениях «Морское взаимодействие — 2014». В ходе учений российская эскадра посетила Шанхай.

С 15 по 19 июля 2014г. корабль принял участие в российско-индийских учениях «Индра-2014» в Японском море.

В сентябре 2014г. принял участие в  масштабных учениях «Восток-2014».

В ноябре 2014г., в преддверии австралийского саммита «G20» к берегам Австралии прибыли два отряда кораблей тихоокеанского флота во главе с крейсером «Варяг», для обеспечения безопасности президента РФ  В.В. Путина.

Бортовые номера ГРК «Варяг»:   119(1989), 031(09.1990), 011(1994)


1324812419_33

На посту энергетики и живучести. На монитор транслируется видео с различных отсеков

1324812395_34

Вид с вертолетной площадки. Ворота ангара для вертолета Ка-27 и знаменитая РЛС «Волна» антенного поста управления стрельбой ЗРК «Форт»

0_72cba_f8a2162a_XL

Матросская столовая

Гвардейский ракетный крейсер "Варяг"

Офицерская кают-кампания на ГРК «Варяг»

1324812420_42

Приготовление хлеба

 Шефами корабля являются администрация Тульской области и города Тулы (договор б/н  от 19 декабря 1996 года), администрация Ногинского района (договор №-84 от 23 декабря 1996 года), трудовой коллектив ОАО «ВЛАДИВОСТОК-АВИА» (договор БН от 14 августа 1999 года), Благотворительный фонд поддержки военно-морского флота «Крейсер «Варяг» (договор б/н от 08 февраля 2011 года).

1280px-Могила_графа_Муравьёва-Амурского_во_Владивостоке

ГРК «Варяг» во Владивостоке, вид от памятника Муравьёву-Амурскому

 

К записи "Статья №18. История создания третьего корабля проекта 1164 «Атлант» — ракетного крейсера «Червона Украина»." оставлено 2 коммент.

  1. Виктор:

    Все лучшее делают в Украине

Оставить свой комментарий

Счетчик
Полезное видео
Новостная рассылка сайта
Наверх