Статья №16. История создания корабля проекта 1164 «Атлант». Первый корабль проекта 1164 ракетного крейсера «Москва».

Дата: 6 Февраль 2014 Рубрика: Надводные корабли ВМФ СССР и РФ Комментарии: 2 коммент.

img4f7560fc8c6dc

http://russianarms.mybb.ru/uploads/000f/85/b8/2820-3-f.gif

  Крейсера проекта 1164 шифр «Атлант» (код НАТО — англ. Slava class) — класс советских ракетных крейсеров, занимающий промежуточное положение между кораблями типа «Ушаков» (пр. 1144 «Орлан», ранее «Киров») и эсминцами типа «Современный» (пр. 956). Ракетные крейсера типа «Атлант» с мощным ракетным вооружением класса «поверхность-поверхность» стали важной частью ВМФ России после раздела флота СССР.                              Основными задачами корабля, сформулированными в техническом проекте 1972 г., являлись:                                   — придание боевой устойчивости силам флота в отдалённых районах морей и океанов;                                                 — уничтожение надводных кораблей противника, в том числе авианосцев.                                                                        Позднее к задачам крейсеров проекта 1164 были добавлены: нанесение ударов по крупным надводным кораблям, и ударным группировкам противника, решение задач коллективной ПВО, соединений и конвоев в удалённых районах морей и океанов, борьба с ПЛ, поддержка десантов и обстрел побережья, занятого противником.

Разработки проекта

  Официальной датой начала разработки проекта является 20 апреля 1972 года, когда было принято решение Комиссии при Совете министров СССР по военно-промышленным вопросам № 87.  начата разработка ТТЗ на ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант». Тактико-техническое задание на эскизный проект 1164 «Атлант» было выдано Северному ПКБ в октябре 1972 года. При полном водоизмещении, равном 10000 т., предполагалось вооружить крейсера проекта 12 ПУ «Базальт», 8х8 ЗРК С-300Ф, 2 ЗРК «Оса», 2х1 100-мм АУ АК-100, 2х5 ТА, ЗАК самообороны АК-630. В декабре 1972 г. эскизный проект был рассмотрен. Технический проект был утверждён 21 августа 1974 года. Всего предполагалось построить 10 крейсеров проекта 1164, затем программу сократили до 6 единиц. Однако заложено было всего 4 крейсера этого типа, а введено в строй — 3.  

1164_25Валентин Иванович Мутихин — главный конструктор пр.1164 и 11641. На период проектирования крейсера В.И.Мутихину не более 40 лет.

  Главным конструктором проекта назначили директора Северного ПКБ А. К. Перькова. Однако исполнение этой должности являлось чисто номинальной его обязанностью. До этого он не спроектировал ни одного корабля в качестве главного конструктора. Фактически работы по проектированию «Атланта» легли на плечи заместителя главного конструктора В. И. Мутихина, ставшего главным конструктором ракетного крейсера проекта 1164. Главным наблюдателем за проектом от ВМФ назначили старшего научного сотрудника ЦНИИ ВК капитана 2 рангаА. Н.Блинова. Разработка эскизного проекта заняла всего несколько месяцев – он был утвержден 13 апреля 1973 года. За основу чертежа приняли проект 1134Б. Но сходства между проектами 1134Б и 1164 не было. В проекте 1164 почти все было новым или другим.Новое оружие: противокорабельный ракетный комплекс, главный зенитный ракетный комплекс, артиллерия – потребовали кардинального общего расположения новой схемы, причем не только в «надстроечной» части, но и в корпусной. Эта задача оказалась очень сложной. Окончательно зафиксировать облик корабля удалось только в техническом проекте, разработки которого заняла больше года и завершилась 21 августа 1974года.

Slava

Ракетный крейсер проекта 1164 «Слава», б/н 108

original

Ракетный крейсер проекта 1164 «Слава», б/н 126

  Серию из четырех крейсеров с газотурбинными установками проекта 1164 под кодовым названием «Атлант» решено было строить в Николаеве на «Судостроительном заводе им. 61 коммунара».
Однако постройка головного корабля отодвинулась больше чем на два года. Головной корабль можно было заложить уже в декабре того же 1974 года, поскольку стапель на Николаевском заводе им. 61 Коммунара освобождался после спуска корабля проекта 1134Б «Петропавловска». Но проект корабля значительно опережал его новое вооружение. Главным оружием, которым планировалось оснастить крейсера проекта 1164, являлся противокорабельный ракетный комплекс «Базальт». Сроки поставки ПКРК «Базальт», зенитно-ракетного комплекса С-ЗООФ и артиллерийской установки АК-130 на тот период еще не были определены
.                               Впервые появившиеся в 1983 году, крейсера класса «Слава» должны были контролировать жизненно важные для безопасности СССР зоны мирового океана, такие как к примеру Северная Атлантика, и в случае получения соответствующего приказа были обязаны в первую очередь нанести ракетные удары по ударным авианосным группировкам ВМС США и НАТО. Основное вооружение крейсеров этого класса — 16 крылатых ракет П-500 «Базальт», в том числе и с ядерными боеголовками. Эти корабли являются одними из самых мощных кораблей в своем классе, именно благодаря этим ракетам, имеющим мощную БЧ и дальность стрельбы 550 км. Они могут уничтожить даже такую крупную и защищенную цель как авианосец.

  Пуски осуществляются одиночными ракетами или залпами по две и более. В то же время эффективное применение КР на полную дальность требует наличие выносных пунктов целеуказания (космические аппараты, самолеты Ту-95РЦ или вертолеты Ка-25РЦ с аппаратурой МРСЦ-1 «Успех»/»Успех-У»), а для гарантированного поражения таких охраняемых целей, как авианосцы, необходимо их массированное применение.

  При залповой стрельбе одна из ракет, следуя на большой высоте, может управлять полетом остальных, следовавших на бреющем полете в режиме полного радиомолчания, а также осуществлять при этом поиск и классификацию (с одновременной передачей данных на другие ракеты) обнаруженных целей. Другой режим при залповой стрельбе предусматривает следование всей группы атакующих ракет на малой высоте в режиме радиомолчания с использованием активной головки радиолокационного самонаведения только на конечном участке траектории полета (в тех случаях, когда координаты и параметры движения атакуемой цели известны достаточно точно). Траектория полета ракет в залпе может быть разной, включая перемену высоты в процессе атаки, в зависимости от дальности до цели.

  В техническом проекте ракетного крейсера проекта 1164 удалось увеличить количество пусковых установок с 12 до 16 путем размещения спаренных ПУ с фиксированным углом возвышения, а заодно – и решить очень важную проблему газоотвода факела стартовых двигателей ракет.

Загрузка крылатой противокорабельной ракеты П-500 на ракетный крейсер проекта 1164 «Москва».

   Новые ракетные крейсера способны были применить в одном залпе 16 противокорабельных ракет, что по боевой эффективности в четыре раза превосходило возможности существующих на то время ракетных крейсеров других стран такого же класса.

 Для загоризонтного целеуказания от системы морской космической разведки целей и от авиационных средств была установлена система «Корвет» с двумя антенными постами в радиопрозрачных колпаках. Телеуправление ракетами в полете и получение от них обратной информации о цели осуществлялась системой «Аргон» с антенным постом на фок-мачте.

 1164_48

Фок-мачта РКР «Слава». Снизу вверх: антенна радиопеленгатора, антенный пост СУ «Аргон-1164», антенный пост РЛС «Вайгач», антенный пост РЛС «Фрегат-М».

  Принципиально новым и не менее важным оружием, чем ударное, для крейсера проекта 1164 явился ЗРК коллективной ПВО С-З00Ф. Этот комплекс предназначался для отражения атак групповых, в том числе и сверхзвуковых воздушных целей в большом диапазоне высот, включая малые – 25-30 м.   Однако разработчики уже тогда понимали, что перспективное авиационное оружие позволит самолетам не входить в зону ПВО, а применять его до встречи с зенитной управляемой ракетой. Поэтому, в качестве основных задач нового ЗРК, приоритетными назначались: поражение самолетов радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы или хотя бы удаление рубежей работы их разведывательно-помеховых систем от обороняемого соединения, а также перехват противокорабельных ракет и управляемых авиабомб. Кроме выше указанных задач, осталась и задача поражения морских целей, решать которую позволяло наличие на ракете довольно мощной осколочно-фугасной БЧ весом 130 кг.

http://scilib-military.narod.ru/Pr1164/3/1164_28.jpg

Подпалубные пусковые установки Б-204 ЗРК С-300Ф на ракетном крейсере пр. 1164. С.Г.Горшков рассматривает специально открытое стрельбовое «окно» ПУ ЗРК С-300Ф. Пояснения дает командир крейсера. Севастополь, лето 1983 г.

 В ЗРК С-ЗООФ впервые реализовывался вертикальный старт ЗУР из транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), размещаемых, в свою очередь, в барабанах пусковых установок Б-204 револьверного типа.Принципиально новой явилась и помехозащищённая многоканальная система управления «Форт», название которой уже после принятия комплекса на вооружение распространили на весь ЗРК, известный ещё и под названием «Риф».

s300fПУ ЗРК «Форт» крейсера Москва.

http://scilib-military.narod.ru/Pr1164/3/1164_32.jpg

РКР «Слава». Пусковая установка ЗРК С-300Ф на переднем плане. Кормовая надстройка с антенным постом системы управления «Форт» ЗРК С-300Ф.

Система управления «Форт» позволяет одновременно сопровождать 12 и обстреливать 6 целей. Основу системы управления составляла многофункциональная РЛС подсвета целей и наведения 3УP, кроме этого она могла работать и в поисковом режиме.

Для защиты от воздушных атак на «Москве» имеется в кормовой части зенитный ракетный комплекс «Оса-М».

  От проекта 1134Б  проекту1164 достались в наследство еще два ЗРК самообороны «Оса-М». Этот комплекс, разработанный параллельно с самоходным ЗРК сухопутных войск и принятый на вооружение еще в 1972 году, хорошо зарекомендовал себя и был освоен на флотах.Несмотря на солидное зенитно-ракетное вооружение крейсера проекта 1164, этого, казалось, было мало.

  На крейсера проекта 1164 были поставлены артиллерийские установки AK-130, второй артиллерийский калибр на корабле был представлен ставшим стандартным 30-мм МЗАК АК-630/МР-123. На крейсере удалось разместить три батареи, по два автомата с одной системой управления «Вымпел» (МР-123) в каждой.

Ракетные крейсера проекта 1164 "Атлант"

Пусковые установки ПКРК «Базальт». На переднем плане АК-130 — самая мощная корабельная артустановка подобного калибра в мире (по огневой производительности). Благодаря ей РКР пр.1164 не уступает «классическому» артиллерийскому легкому крейсеру периода Второй Мировой войны.

Артиллерийская установка АК-630М и пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса на гвардейском ракетном крейсере «Москва».

  Радиосвязное вооружение представлено комплексами космической радиосвязи «Тайфун-2» и «Цунами-БМ». Управление боевыми подсистемами корабля «возглавляла» боевая информационно-управляющая система (БИУС) третьего поколения «Лесоруб-1164», разработанная НПО «Марс». БИУС создавалась на новой элементной базе, с повышенной автоматизацией и быстродействием, а, следовательно – с повышенной обоснованностью и оперативностью принимаемых решений.

  Наиболее консервативным осталось противолодочное оружие крейсера: две традиционные 12-ствольные РБУ-6000 и два пятитрубных аппарата ПТА-53-1134. Принятые по проекту 1134, они размещались под протяженной палубой полубака, то есть в закрытом помещении, и стреляли через открывающиеся лаппорты.На корабле был установлен гидроакустический комплекс «Платина» с подкильной и с буксируемой антенной.

  В качестве авиационного вооружении на РКР проекта 1164 принимался уже устаревший вертолет разведки и целеуказания Ка-25Ц с перспективой замены на Ка-252РЦ (будущее поколение Ка-27 и его модификаций). ОКБ им. Н. И. Камова планировало создать такой вариант машины еще в 1983 году, однако до развала СССР этого не произошло.                                                                                                                                                                                             Экипаж крейсера проекта 1164 состоит из 66 офицеров, 64 мичманов и 355 матросов. Автономность достигала 30 суток. По современным классификациям ракетные крейсера проекта 1164 соответствуют ракетным крейсерам («большим эсминцам», таким как ракетные крейсера типа «Тикондерога», эскадренные миноносцы типа «Атаго», эскадренные миноносцы типа «Король Седжон», имеющим сходное водоизмещение в районе 9000-11000 тонн. Но приоритет в создании крейсеров проекта 1164 был отдан не оборонительным, а наступательным характеристикам. Корабли имеют уменьшенный запас ракет С-300Ф — 64, в сравнении с 96 на крейсере проекта 1144, слабым местом является ПВО самообороны, состоящая из всего двух устаревших ЗРК «Оса-М» (для сравнения — крейсера проекта 1144 имеют 16 ПУ «Кинжал»). В целом, корабль в полной мере соответствует «поздней» доктрине советского флота — использование для ударных функций надводных ракетоносцев, прикрытых палубной авиацией.

Всего советский ВМФ планировал заказать 10 крейсеров данного проекта (по четыре единицы для Северного и Тихоокеанского, а также по одной — для Балтийского и Черноморского флотов). Начиная с пятого крейсера в серии (Октябрьская революция) корабли должны были строиться по пр. 11641. Имея удлиненный на 6 м корпус, в отличие от базового проекта они вооружались бы крылатыми ракетами «Вулкан» (вместо «Базальт»), пятью боевыми модулями ЗРАК «Кортик» (вместо шести 30-мм АУ АК-630М), новейшим радиотехническим вооружением и двумя вертолетами. При этом отсутствовала бы буксируемая антенна ГАК «Платина». Кроме того, на крейсерах пр. 11641 должны были заменить громоздкий и тяжелый подъемный кран новым, меньших размеров и более легким. Благодаря этому стало возможным объединить дымоходы в один. Частично все эти модернизации реализовали на крейсерах «Червона Украина» и «Адмирал флота Лобов», уже имеющих на вооружении ракеты «Вулкан». Кроме того, последний корабль имеет объединенный дымоход, гидравлический подъемный кран и комплекс средств РЭБ «Кантата-М».                                                                                                      4 октября 1990 года, из-за финансовых ограничений возникших по причине предательства интересов государства и личной бездарности последнего генсека СССР М. Горбачева, от дальнейшей постройки крейсеров пр. 11641 Министерство обороны СССР отказалось.

В настоящее время три крейсера этого проекта находятся в составе ВМФ России:                                                            — «Москва» (бывшее название «Слава») — флагман Черноморского флота;                                                                          — «Варяг» (бывший «Червона Украина») — флагман Тихоокеанского флота;                                                                        — «Маршал Устинов» — проходит капитальный ремонт и модернизацию на Северном  флоте.

 – Первый корабль проекта 1164 – головной ракетный крейсер «Слава» (заводской № 2008)  (с 1995 г.«Москва») заложен 4 октября 1976 года. Название «Слава», «освободилось» после сдачи на слом крейсера проекта 26 «Слава». В Русском флоте это имя носили четыре боевых корабля. Это 16-пушечный фрегат, отличившийся в войне 1768 – 1774 годов с Турцией. В конце XVIII века его сменил 38-пушечный фрегат, охранявший воды Балтики. Самым знаменитым из них был линейный корабль «Слава» постройки 1905 года – герой  Первой мировой войны. Он сражался с кораблями германского флота.  Головной ракетный крейсер проекта 1164 строили больше шести лет. Спустили его на воду 27 июля 1979 года.Через год произошло заселение экипажа, 28 декабря 1982года корабль вступил в строй, а в феврале следующего года он был  включен в состав   150-й БРНК Краснознаменного Черноморского флота. 

1164_27

Первое посещение РКР «Слава» Главнокомандующим ВМФ адмиралом флота Советского Союза С.Г. Горшковым. Пояснения дает главный конструктор В.И.Мутихин (слева). Справа отС.Г.Горшкова — первый командир крейсера капитан 2 ранга В. О.Москаленко. Севастополь, лето 1983 г.

 В июле 1989 г. на крейсере «Слава» проводился советско-американский эксперимент по возможности дистанционного обнаружения ядерных крылатых ракет морского базирования. Американская группа участников использовала прибор с полупроводниковым детектором гамма-излучения на основе кристалла высокочистого германия с энергетическим разрешением около 2 кэв. Детектор размещался непосредственно на пусковой установке крейсера «Слава». Полученный в течение 10 минут спектр излучений с пиковыми значениями, характерными для различных изотопов урана, плутония и некоторых продуктов их распада, подтверждал наличие ядерной боеголовки. При этом результаты измерений показали, что таким путём практически нельзя получить дополнительную информацию о конструкции боеголовки, что устраивало обе стороны.                                                         

  В начале декабря 1989 года ракетный крейсер  «Слава» принимал участие в обеспечении первой встречи Генерального секретаря Компартии СССР Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушем на о. Мальта. До 1990 года он представлял главную ударную силу Краснознаменного Черноморского флота.

  В 1990 году крейсер «Слава» был поставлен на ремонт в Николаев для частичной модернизации. Плановые восемь месяцев превратились в восемь с половиной лет. Финансирование на ремонт крейсера вообще не поступало, и первые пять лет крейсер сохранялся только благодаря самоотверженности экипажа.22 июня 1995 года приказом Главнокомандующего ВМФ РФ крейсеру «Слава»присвоено новое имя – «Москва». 12 июня 1997 года на корабле был поднят Андреевский флаг. 13 мая 1998 года с целью сохранения на флоте гвардейских традиций кораблю переданы флаг и гвардейское звание от выводимого из состава ЧФ гвардейского сторожевого корабля «Красный Кавказ».

  Гвардейский ракетный крейсер  «Москва»  десять лет простоял мертвым грузом в Николаевском судоремонтном заводе. Иные уж и надежду потеряли, что он когда-нибудь оживет.Только шефская помощь столичной мэрии и  лично Юрия Лужкова позволили найти средства для окончания ремонта.  Без действенной и всесторонней помощи москвичей, активной и принципиальной  позиции командующих Черноморским флотом адмиралов Игоря Касатонова, Виктора Кравченко и Владимира Комоедова корабль, наверное, и по сей день, продолжал бы оставаться неподвижным памятником былому могуществу советского флота. 

Во время проведения среднего ремонта на РКР «Москва» ПКРК «Базальт» был модернизирован под ПКРК «Вулкан» ПКР П-700 комплекса «Вулкан». Однако, эти ПКР не могут использовать штатные стартовые ступени, так как их работа может привести к разрушению ПУ. В итоге, они оснащены стартовыми агрегатами ПКР П-500, что несколько снижает дальность полета.

                            

Главным оружием «Москвы» является противокорабельный ракетный комплекс П-1000 «Вулкан» в количестве восьми спаренных пусковых установок.

Для борьбы с подводными лодками и уничтожения торпед противника на крейсере имеется две реактивные бомбометные установки РБУ-1000 «Смерч-2″.

  19 июля 1999 года, после нескольких переносов времени выхода, «Москва» наконец покинула Николаев. В районе Очакова крейсер приняли уже наши флотские буксиры, и спустя три дня, 21 июля, корабль известил вечерний Севастополь о своем возвращении залпами салютных пушек. 25 июля, в День ВМФ России, флагман российского Черноморского флота ракетный крейсер «Москва» стоял в парадном строю в Севастопольской бухте.В апреле 2000 г. впервые за 10 лет «Москва» вышел в море для проверки ходовых механизмов. После проверки оружия, в ноябре крейсер вошел в состав сил постоянной готовности.

Заместитель командира БЧ-4 по воспитательной работе гвардейского ракетного крейсера  «Москва» (2002 г.) ИГОРЬЧАБАНЕНКО: «Предназначение этого крейсера для уничтожения авианосцев и придания боевой устойчивости силам, которые находятся в Средиземноморье и в Атлантике».

  В 2002 году корабль выходил на боевую службу в Средиземное море, а в 2003 году в составе соединения кораблей ЧФ участвовал в совместных учениях с Тихоокеанским флотом и ВМС Индии в Индийском океане. Во время похода в Средиземное море (2003 г.) на борту крейсера прошла встреча президента России В.Путина и президента Италии С.Берлускони.  

Ракетный крейсер

Ракетный крейсер «Москва» выходит из гавани Валетты, 24 сентября 2004 года 5час. 42 мин.

Изображение

В конце 2005 года Черноморский флот посетил с рабочим визитом главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Масорин, который с группой адмиралов и офицеров Главного штаба ВМФ проверял готовность к предстоящему дальнему походу в средиземноморье гвардейского ракетного крейсера «Москва». Командиром флагмана Черноморского флота был гвардии капитан 1 ранга Александр Щербицкий.Во время дальнего похода черноморцы посетили порты Италии, Турции, Сирии, приняли участие в памятных церемониях, приуроченных к годовщине подвига русских моряков, спасавших жителей Мессины и Реджо-ди-Калабрия во время землетрясения, унесшего десятки тысяч человеческих жизней.

Изображение

Пребывание российского боевого корабля в Италии завершилось проведением однодневного учения ГРКР «Москва» и ЭМ «Андреа Дориа» в Ионическом море, 2006 год.

   10 февраля 2006 года после прибытия в итальянский порт Месина гвардейский ракетный крейсер «Москва», под командованием капитана I ранга Валерия Владимировича Куликова принял участие в антитеррористической операции НАТО «Активные усилия».
.

ГРКР "Москва" в плавдоке "ПД-30"

ГРКР «Москва» в плавдоке «ПД-30″ (фото А.Бричевский, 14 ноября 2007 г.).

После прохода Черноморских проливов и выхода ГРКР в Средиземное море, командир крейсера гвардии капитан 1 ранга ИГОРЬ   СМОЛЯК: «Крейсер начал выполнение задач дальнего похода. Среди основных задач — демонстрация военно-морского флага России в Средиземном море и Атлантическом океане, совершенствование элементов боевой подготовки, осуществление неофициального визита в Португалию, деловых заходов в порты Франции и Италии».

 Гвардейский ракетный крейсер "Москва" в плавдоке - кормовой ракурсГвардейский ракетный крейсер «Москва» в плавдоке — кормовой ракурс (фото А.Бричевский, 01 декабря 2010 г.).

Гвардейский ракетный крейсер "Москва" проекта 1164

Гвардейский ракетный крейсер «Москва» проекта 1164 (фото А.Бричевский, 14 марта 2013 г.).

Гвардейский ракетный крейсер "Москва" в Севастополе

Гвардейский ракетный крейсер «Москва» в Севастополе (фото А.Бричевский, 06 мая 2013 г.).

Гвардейский ракетный крейсер "Москва" в строю боевых кораблей

Гвардейский ракетный крейсер «Москва» в строю боевых кораблей (фото А.Бричевский, 08 мая 2013 г.).

Кают-компания корабля.

  Каждый год корабль проходит во время походов и учений 15-20 тысяч морских миль, в прошлом году во время похода на Дальний Восток пройденный путь составил 22 500 морских миль. Покраска корабля идет регулярно, так как морская вода и воздух достаточно быстро разъедают металл. На одну покраску «Москвы» только снаружи (без внутренних помещений) уходит тонна краски!

С 17 ноября 2014 года по 18 января 2015 года флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва» находился на боевой службе в Средиземном море. После завершения похода он вернулся в Севастополь.

Ожидалось, что в 2015 году крейсер «Москва», вступивший в строй в 1983 году, встанет на четырехлетний ремонт с глубокой модернизацией.

Планы по ремонту корабля с модернизацией на 13-м судоремонтном заводе в Севастополе в этом году пересмотрены, контракт на эти работы не подписан. Для поддержания технической готовности, крейсер находится на сервисном контракте, предусматривающем его плановые межпоходовые ремонты и техобслуживание . Ремонт «Москвы» с модернизацией начнется не раньше следующего года.

  Перенос работ вызван двумя причинами — экономической ситуацией и необходимостью дождаться поступления на Черноморский флот новых кораблей: в ближайшее время его должны пополнить фрегаты проекта 11356 и подводные лодки проекта 636.3, однако пока их на Черном море нет.

 

К записи "Статья №16. История создания корабля проекта 1164 «Атлант». Первый корабль проекта 1164 ракетного крейсера «Москва»." оставлено 2 коммент.

  1. Фейтулла Эрзиманов:

    Замечательный крейсер… РКР «Слава» он изначально в 1983 году был флагманом Черноморского флота. Никогда не забуду годы службы на этом крейсере 1983-1986г.., как мы осваивали его снова — с момента ввода в состав Черноморского флота. Американцы звали его «Черная смерть» когда мы находились в нейтральных водах в Средиземке и остерегались «СЛАВУ»..! Жаль, конечно, его преименовали в «Москву», это стечение обстоятельств., развал СССР и т.д и т.п. Главное «Слава» он же Москва» уже более 30 лет бороздит мировой океан… СЛАВА «Славе»!!!

    • Фейтулла! Как приятно читать Ваши воспоминания о военной службе на Черноморском флоте и конечно же Вам посчастливилось попасть на флагман Черноморского флота! В Ваших словах звучит гордость за боевой корабль, на котором Вы служили! Я очень рад, что Вы храните память об уникальном ракетном крейсере «Славе» (ныне «Москва») — флагмане Черноморского флота! Удачи Вам!

Оставить свой комментарий

Счетчик
Полезное видео
Новостная рассылка сайта
Наверх