Статья №15. Атомный тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.7 «Ульяновск».

Дата: 1 Февраль 2014 Рубрика: Надводные корабли ВМФ СССР и РФ Комментарии: 4 коммент.

TAKR_Proect_11437_03

Модель авианосца «Ульяновск».

   Проектные работы над первым полноценным авианосцем с ядерной силовой установкой начались в 1973 году с разработкой авианосца проекта 1153, на котором предполагалось размещение самолетов запускаемых с помощью катапульты: истребителей Миг-23K и штурмовиков Су-25K. Проектное водоизмещение корабля предполагало 80000 тонн, а размер авиационной группы — 70 самолетов.
  Смерть министра обороны маршала А. Гречко, поддерживавшего этот проект и вступление на этот пост маршала Д. Устинова, который не был его сторонником, повлекли за собой приостановку и отмену реализации этого проекта в 1983 году.

1333487180_grechko

Министр обороны СССР (1967-1976гг.) Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко.

h2i_dmitri_ustinov_1

Министр обороны СССР (1976-1984гг.) Маршал Советского Союза Дмитрий Федорович Устинов.

  Первоначальные планы строительства авианосца с большой полётной палубой нашли своё продолжение в дальнейшей разработке проекта 1143.7«Ульяновск» Невским проектно-конструкторским бюро (ПКБ) в декабре 1984 года под руководством главного конструктора Л.В.Белова (позже его сменил Ю.М.Варфоломеев). При проектировании учитывался опыт разработки авианосца проекта 1160. В апреле 1986 года представленные для рассмотрения материалы эскизного проекта утвердили адмирал флота В.Н.Чернавин и министр И.С.Белоусов, а 12 июня 1986 года вышло правительственное решение по его утверждению. Предполагалось построить 4 корабля. Через месяц министр судостроительной промышленности издал приказ, в котором предписывалось Невскому ПКБ утвердить технический проект 1143 в первом квартале (в марте) 1987 году, а ЧСЗ разрешалось начать работы до утверждения технического проекта, обеспечив закладку нового корабля в 1988 году. Отдельно предписывалось начать изготовление атомной паропроизводящей установки (АППУ) в 1987 году.4 октября 1988 года головной крейсер «Ульяновск» (заводской №107) был включён в списки кораблей ВМФ и 25 ноября заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. Спуск на воду планировался на 1992 год, а вступление в строй – на декабрь 1995 года.

av-ulyanovsk2

av-ulyanovsk3

ТАКР Проект 1143.7 «Ульяновск».    

S0aC7  R9rq1 

Макет атомного тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.7 «Ульяновск» в музее Невского ПКБ.

  28 октября 1987 ЦК КПСС и Совет министров СССР утвердили мероприятия по обеспечению строительства авианосца и тактико-технические элементы (ТТЭ) проекта 11437.От предыдущих ТАВКР «Ульяновск» отличался атомной силовой установкой, увеличенными размерами полётной палубы, новым трамплином (угол схода 14°) и двумя паровыми катапультами (длиной 90 м).

xbpJD

Закладная доска АТАКР «Ульяновск».

  Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора. Корпус разделялся на 20 водонепроницаемых отсеков. Надстройка («остров») размещалась по правому борту.Система бронирования включала коробчатую защиту погребов боезапаса и противоторпедную защиту  ПКЗ глубиной (в данном случае — шириной) 5 м. Последняя состояла из трех продольных переборок, одна из которых — средняя — представляла собой пакет многослойной брони. Правда, ПКЗ рассчитывалась на противодействие взрыву 400 кг тротила, в то время как американцы, проектируя авианосец «Нимитц», исходили из величины 600 кг ТНТ.
Вдоль левого борта предусмотрен сквозной проход от носа до кормы, с огнезащитными закрытиями, в боевых условиях проход рассекается, а в каждом водонепроницаемом отсеке имеется индивидуальная шахта схода. Для хранения боекомплекта под палубой имелся ангар размером 175x32x7,9 м. На борту могли базироваться до 70 самолётов и вертолётов:  МиГ-29К – 20 ед., Су-33 – 25 ед., Як-44 – 8 ед., Ка-27ПЛ – 15 ед., Ка-27ПС – 2 ед. На полётную палубу они поднимались при помощи 3 подъёмников грузоподъёмностью по 50т (2 по правому борту и 1 по левому), напротив каждого бортового проема на ангарной палубе были устроены поворотные круги для разворота самолетов после их закатки. В кормовой части размещалась оптическая система посадки ОСП «Луна».
Энергоустановка — атомная, с 4 реакторами по 305 мВт и с 4 паровыми турбинами по 50000 л.с. (общая — 200 000 л.с.). Движители — 4 винта фиксированного шага диаметром 4,8 м при 300 оборотах. Скорость полного хода — 29,5 уз, экономического — 18 уз. На вспомогательных паровых котлах корабль мог дать ход в 10 узлов. Дальность плавания и мореходность неограниченная. Систем успокоения качки не предусматривалось (имелись лишь протяженные скуловые кили). Мощность электростанции 27000 кВт — 10 турбогенераторов по 1500 кВт, 8 дизель-генераторов по 1500 кВт. Запас авиатоплива — 5000 т. Экипаж — 2300 человек, авиагруппа — 1100 человек, штаб флагмана — 40 чел. Автономность — 120 суток. Предполагалась отработанная на предыдущих ТАКР система организации: семь боевых частей, четыре службы и три команды: (БЧ-1 штурманская, БЧ-2 ракетно- артиллерийская, БЧ-3 минно-торпедная, БЧ-4 связи, БЧ-5 электромеханическая, БЧ-6 авиационная, БЧ-7 радиотехническая, службы — медицинская, химическая, живучести и снабжения, команды — управления, комендантская, боцманская).

  Вооружение «Ульяновска» в целом повторяло установленное на «Адмирале Кузнецове», но в процессе постройки могло быть усовершенствовано (в частности, предусматривалась замена ЗРАК «Кортик» на «Палаш»). Вооружение корабля должно было состоять из 16 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», 4-х установок ЗРК СМ-9, 8-и пусковых установок «Кортик» (позже «Палаш»), 2-х реактивных бомбомётов РБУ-12000, 8-и шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М.

  В состав радиотехнического оборудования входили: БИУС «Трон-Дипломант», многофункциональный комплекс «Марс-Пассат», трехкоординатная РЛС «Подберёзовик», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат-М», навигационный комплекс «Андромеда», система космической связи «Центавр», РЛС управления полетами «Резистор» и система наведения истребителей «Газон», станция РЭБ «Созвездие-БР», ГАС «Звезда-М1».

  Корабль предназначался для придания боевой устойчивости соединениям флота в оперативно важных морских и океанских районах, а также для уничтожения корабельных группировок противника во взаимодействии с другими силами флота. С появлением атомного ТАВКР «Ульяновск» отечественное кораблестроение выходило на мировой уровень. В то время корабль аналогов в мире не имел.По авиационно-техническим средствам он был вполне сопоставим со строившимся тогда американским авианосцем «Джордж Вашингтон», а по наличию ударного ракетного оружия и зенитных огневых средств –  превосходил его.По боевой эффективности ТАВКР был бы вполне сопоставим с американскими АВ типа «Нимитц» и значительно превосходил французский «Шарль де Голль».

xWDBI

Пустующий стапель «0» и два финских крана «Коне» грузоподъёмностью по 900 т каждый.

av-ulyanovsk4
«Ульяновск» на верфи в г. Николаев.

Стапельная территория имела площадь в несколько десятков гектар. Стапель имеет два крана высотой с 24-этажный дом и грузоподъёмностью по 900 тонн каждый. Стапель разделен на две зоны. Так сделано для того, чтобы корабль длиной более 300 метров можно было строить одновременно, большими модулями и монтаж проводить параллельно.

12564925811

12564925812

Тяжелый авианесущий крейсер «Ульяновск» в постройке, 6 декабря 1990 года.

12564927431

12564925824

12564925811

ТАКР «Ульяновск» на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, начало 1990-х годов

 Атомный тяжёлого авианесущего крейсера «Ульяновск» в 1989-91 гг. на стапеле монтировался так: основной обьем длиной 260 м строился на правой половинке, а его носовая часть, длиной 65 м, строилась рядом, на левой. Краны осуществляли монтаж крупноблочных секций массой 300-900 тонн. К месту сборки самих модулей специальные автомобильные трейлеры подвозили более мелкие части авианосца, массой от 100 до 200 тонн. Место под такую сборку зарезервировано со стороны строительства «носа».

OQzr8

pPMTd

Наклонный стапель «0» Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) в г. Николаевев г. Николаеве.  Именно здесь строили АТАКР «Ульяновск». Вид из космоса.

О реакторе

R6iph

Невостребованный плавучий цех для сборки атомной паропроизводящей установки (ППУ) АТАКР «Ульяновск» на стапеле «0» ЧСЗ.

  Разработка атомной паропроизводящей установки АППУ для нового авианосца проводилась на базе освоенного в производстве оборудования реакторов КН-3, которые устанавливались на атомных крейсерах типа «Киров», только форсированного типа, с продленным до 12 лет ресурсом активной зоны за счет применения высокообогащенного урана. С августа 1988 г. сотрудниками бюро компоновки было начато периодическое техническое обслуживание изготовления и монтажа реактора КН-3-43 на заводе-строителе. Корабельной АЭУ с такими характеристиками в мире до этого не было и нет до сих пор — общая мощность составляла 810 МВт, что почти вдвое превышает таковую на американских авианосцах, паропроизводительность дошла бы в час до 900 тонн пара при его температуре в 475 градусов (!). Но в зарубежных флотах сознательно понижают параметры рабочего тела, используя насыщенный, а не перегретый пар. Это повышает безопасность и снижает аварийность.

Сборка катапульт.

OVzIF

Сборка катапульт для АТАКР «Ульяновск».

  Первые катапульты для старта корабельных самолетов появились на советских кораблях еще перед войной. Опыт их использования оказался недолгим и невостребованным.  Когда в 70-е годы заговорили о постройке авианосцев, синдром страха перед катапультой, как перед чем-то неизведанным и недоступным, оставался. И все же катапульту (официально ее назвали разгонное устройство) для отработки аэрофинишеров изготовили, установив её к 1986 г. на наземном полигоне «Нитка» (вольное название 23 НИУТК, и которое затем прижилось). Этот полигон со стальным летным полем в виде корабельной палубы построили в Крыму, на аэродроме Ново-Федоровка, который сделали немцы в годы войны для бомбардировок Севастополя. Летом 1982 года на «Нитке» провели летные испытания Су-27 и МиГ-29 на трамплине Т1 (угол 8,5°). В 1985 г. самолеты обычной схемы начали взлетать с более крутого трамплина Т2 (угол 14°), принятого для проекта TAKРа садиться уже с торможением на аэрофинишерах.                                                                                                                                                                                               Разгонное устройство (как и аэрофинишеры) проектировал и изготовил Пролетарский завод, отработав основные принципиальные вопросы на макете в масштабе 1:10. В середине 1983 г. начали изготовление натурного образца для установки на полигоне. Это был щелевой цилиндр длиной 90 м, с системой уплотнения щели и наружным обогревом. Рабочий пар в цилиндр шел из энергоблока, расположенного в котельном отделении.Охлаждающая вода на конденсаторы подавалась по трубе диаметром 1,5 м. Первоначальные испытания производились нагружателями весом 14-27 т, которые разгонялись до скорости 180-250 км/час. Сила толчка при этом была значительная — однажды тележка нагружателя не захватила крюком трос аэрофинишера и умчалась на 2,5 километра(!) по полю. Было  несколько характерных аварий — челнок катапульты оборвал сцепку с тележкой и пошел без нагрузки со скоростью около 400 км/час, разрушив носовые тормозные секции цилиндров катапульты. Потом не оказалось воды на тормозной секции и сухой удар привел к разрушению поршней челнока и тормозных секций.                                                                                                                                     7 августа 1986 г. были проведены первые холостые пуски катапульты, 29 августа — с тележкой. За время испытаний были отработаны все системы, проведена тарировка по массе и скорости, достигнуты все требуемые характеристики отвечающие техническому заданию. Аэрофинишер и аварийный барьер были предьявлены на межведомственные испытания, которые были закончены в 1988 г., затем были отправлены на ТАКР «Тбилиси». На «Тбилиси» от установки отказались, и катапульта перешла на АТАКР «Ульяновск».

  Аэрофинишер

Основу аэрофинишера составляет тормозная машина весом около 100 т и габаритами 18 х 2 х 1,5 м. Машина работает на принципе обьемного вытеснения рабочей жидкости из тормозного гидроцилиндра (диаметром 495 мм и длиной около 6 м), через клапан управления в гидроаккумулятор. Перед посадкой самолета тросы (их всего 4 и располагаются они через 13 метров один за другим) выдвигаются системой подъема над палубой на 300 мм. Самолет при посадке захватывает гаком натянутый поперек приемный трос (желателен захват второго троса от кормы) и, двигаясь по инерции 80-90 м, вытягивает ветви тормозных тросов, которые через полиспаст приводят в движение шток-поршень. Таким образом, поддерживая через клапан управления задаваемое необходимое давление масла в гидроцилиндре, тормозная машина обеспечивает в течение около 2 секунд остановку самолета при перегрузке 4,5g. На каждый приемный трос работает своя машина, к последней из них при необходимости присоединяется аварийный барьер, принцип и задача которого такие же — остановить самолет. После остановки самолета рабочая жидкость охлаждается и перекачивается назад. В отечественном судовом машиностроении параметры механизмов взлетно- посадочного комплекса не имели аналогов по скорости процесса и развиваемому давлению в гидроцилиндрах — при перетекании в период торможения самолета масло за две секунды нагревается до 110 градусов!                                                                                                                                                                                          В проекте 1143.7 первоначально предполагалось три катапульты. Во время рассмотрения и согласования чертежей не прекращались дебаты: авиаконструкторы доказывали, что катапульты ухудшат летные качества самолетов, повысят аварийность, сами будут взрываться, на Севере замерзнут. Постепенно инженерный персонал ЧСЗ начал склоняться к этому же — только моряки и проектировщики не соглашались, прекрасно понимая, что горизонтальный принудительный старт повысит боевую нагрузку самолетов, расширит диапазоны использования корабельной авиации по ветровым характеристикам, сделает возможным старт даже при килевой и довольно сильной бортовой качке, облегчит самочувствие пилотам при взлете без резкого подскока. К сожалению, катапульта на «Нитке» ни разу не была использована для взлета настоящих самолетов, хотя они многократно разгонялись для отработки зацепления гака. Планировалось провести испытания катапульты и самолета ДРЛО на проекте 1143.6 («Варяг»), но эти планы были не реализованы.                                   Грянула перестройка и катапульта ушла в историю, так и не успев показать свои преимущества и недостатки. Наверное, прав был Главком СССР С.Г.Горшков, когда обронил: «Если мы и на «семерке» не поставим катапульту, история нам этого не простит».

TAKR_Proect_11437_06

Строительство ТАКР Проект 1143.7 «Ульяновск» на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Фотографии с американского разведовательного спутника.

tmpV2rtyi 

Рисунок в американском журнале 1984 года предполагаемого вида советского авианосца на стапеле.


Оценка боевой эффективности АТАКР «Ульяновск».

sYFjJ

Возможности АТАКР «Ульяновск».

    С появлением АТАКР типа «Ульяновск» вопрос боевой устойчивости любых наших корабельных соединений в любом районе Мирового океана решался целиком и полностью, его оборону условно можно назвать «непробиваемой». Причем непробиваемость обороны «Ульяновска» была определена специальным исследованием в Американском военно-морском институте. Техническим заданием предусматривалось, что на корабле будут базироваться перехватчики дальнего рубежа противовоздушной обороны Су-27К (Су-33) и более легкие маневренные истребители завоевания превосходства в воздухе МиГ-29К. Су-27 более чем в два раза тяжелее МиГа и первоначально по некоторым параметрам уступал ему. Кроме этого, МиГ-29 по габаритам меньше, и, следовательно, на корабле их могло разместиться большее количество.

   На Су-33 установлен комплекс современного пилотажно-навигационного оборудования и обеспечен набор всего спектра оружия- управляемого ракетного, бомбового и пушечного вооружения. Имея высокие характеристики, самолет способен выполнять задачи противовоздушной и противоракетной обороны корабельных соединений в море, уничтожать средства воздушного нападения на высотах от предельно малых до 27 км, на скоростях до 3500 км/час, имеет возможность дозаправки в воздухе от однотипного заправщика или от самолета типа Су-25. Темп выпуска самолетов — три за одну минуту.

   Изменились возможности применения с ТАКР ракетного комплекса «Гранит» — обладая вместе с МКРЦ собственной системой разведки и целеуказания, при залпе предполагалось наладить сопровождение и прикрытие самолетами выпущенной «волчьей стаи», которая бы специальной системой, установленной на самолетах- «поводырях», могла корректироваться в полете, вплоть до разворота на другую цель. Таким образом, разведывательно- ударный комплекс «Гранит» приобретал новые возможности и мог бы быть значительно улучшен за счет снятия с ракет брони, систем постановки помех и систем самостоятельного поиска целей.

  Считается «хорошим тоном» ругать размещение оперативно-тактических ракет на авианосном корабле: оправдывая это тем, что ракетный комплекс только место отнимает, а с его задачами могут и самолеты справиться. Но если сами ракеты вместе с броневым ящиком занимают место лишь двух самолетов типа Су-33, то при этом роль ПКРК переоценить трудно. Даже при разгроме авиакрыла нашего авианосца крупные корабли противника не смогут приблизиться к нашему авианосцу ближе 700 км. Мало того, ракетный залп можно произвести в период подготовки самолетов к вылету или их перевооружения с одного вида боезапаса на другой, или вообще при нелетной погоде — такую интеллектуальную ракету, как «Гранит», вообще можно классифицировать, как беспилотный самолет одноразового применения, причем как по надводным целям, так и по берегу. Значит, сильную ПВО-ПРО логичнее прорывать или ослаблять все же ракетами, а не самолетами. Ну и, в конце концов, возможно, в мире никто не ставит таких ракет на авианосцы потому, что ни у кого их просто нет (легкий «Гарпун», который, в самом деле, можно запускать с самолетов, не в счет). Ядерная боевая часть ракеты 3М-45 имеет мощность 500 кт!

   Самооборона авианосца «Ульяновск» от низколетящих крылатых ракет должна была состоять из эшелонированной системы, где на дальних подступах «работал» ЗРК «Кинжал», на ближних подступах для окончательного уничтожения целей включался ЗРАК «Кортик», которые работали от единой РЛС управления, причем не автономно, а в составе контура, в котором БИУС в автоматическом режиме определяла, какому комплексу или дивизиону в какое время необходимо включаться.

   Противоторпедный комплекс «Удав» в перспективе мог быть заменен более мощным РКПТЗ «Ливень», который имел собственную высокочастотную ГАС для обнаружения идущих торпед и сопряженную с ней шестиствольную пусковую установку для противоторпедных снарядов.

  Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» проигрывал бы новому авианосцу «Ульяновск» по всем характеристикам: дальность плавания, автономность, ударные возможности, мощь авиации, средства самообороны. Атомная энергоустановка в российских условиях даже более предпочтительна для рейдовой стоянки- ресурс и паропроизводительность АЭУ несравнимы с ресурсом паровых котлов. По расчетам институтов ВМФ, один АТАКР проекта 1143.7 эквивалентен 15-18 атомным ракетным крейсерам типа «Петр Великий», а эффективность вложения денежных средств в строительство авианосцев, как основы надводного флота, в 15-20 раз выше тех, которые вложены в развитие крупных кораблей традиционных классов.

  К осени 1991 года корпус корабля был почти сформирован, но после прекращения финансирования правительством РФ он (при 20% технической готовности) 1 ноября 1991 года был снят со строительства и исключён из списков кораблей ВМФ РФ. 5 февраля 1992 года по распоряжению президента Украины Кравчука началась разделка на стапеле корпуса АТАКР «Ульяновск» на металлолом. Завершилась разделка 29 октября 1992года. Пошла на переплавку и сверхпрочная броня  для второго корабля этого же проекта.

 В Интернете на странице блога a.ivan4uk2013 попалась интересная информация: «Я живу в Николаеве и много знакомых работало на ЧСЗ. Они рассказывали, что те, кто резал корпус плакали при этом!»

 kapitanets

 1-й заместитель главнокомандующего ВМФ (1988 – 1992гг.) ИВАН   КАПИТАНЕЦ:«Сейчас порядка 70 – 80 % кораблей военно-морского флота России нуждается  в ремонте. Вышли сроки осмотров, докования …Это значит, что их в море пускать нельзя. Не говоря уже о том, что списано очень много кораблей и подводных лодок. Они выведены из состава флота. Казалось бы, в мирное время, за 10 лет после распада СССР, мы потеряли океанский ракетно-ядерный флот. В этом-то и трагедия. Вот такая судьба российского флота».

—————————————————

P.S. На ангарной палубе доработанного проекта первого российского атомного авианосца будущего типа «Ульяновск» планируется разместить  авиагруппу в состав которой войдут 4 самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО беспилотной авиационной системы) БАС-62. Старт самолетов ДРЛО планируется осуществлять с катапульты. На ангарной палубе устаревшего проекта «Ульяновска», ДРЛО — обязательный компонент современной авианосной эскадры, не помещается!

zond_mk2

 

 

К записи "Статья №15. Атомный тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.7 «Ульяновск»." оставлено 4 коммент.

  1. У Вас очень позновательные статьи на сайте. Несмотря на то, что я мало что понимаю в крейсерах, причитала статью с удовольствием. Это расширяет мои знания истории и мое мировоззрение. Благодарю Вас!

    • Юля,спасибо за прекрасные аннотации! После таких отзывов появляется еще большее желание освещать в своих статьях боевой путь кораблей и атомных подводных лодок нашего Военно-морского флота.

  2. Анатолий Федорович, день добрый! Во-первых большое спасибо за супер подборку!!!
    У меня такой вопрос чисто гипотетический: если -бы Украина достроила корабль, можно ли -ли было базироваться на Чёрном море,я что-то там слышал про договор про безъядерный статус моря, или я ошибаюсь?

    • Владимир Васильевич, добрый день!
      Спасибо Вам за комментарий!
      1). Конвенция Монтрё 1936 года, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов
      — восстановила суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы из Чёрного в Средиземное море.
      В 1945 году на Потсдамской конференции СССР пытался пересмотреть конвенцию Монтрё, требуя военно-морской базы в Дарданеллах и благоприятного режима прохода через проливы. Одновременно были выдвинуты территориальные претензии СССР к Турции. От данных требований СССР отказался в 1953 г. после смерти Сталина, с приходом к власти Хрущева.

      Особый порядок прохода установлен для военных кораблей. Конвенция запрещает проход в Черное море и нахождение в нем авианосцев и подводных лодок нечерноморских государств (кроме визитов вежливости в порты проливов), а также ограничивает заход в Черное море военных кораблей нечерноморских стран других классов по тоннажу (в сумме он не должен превышать 45 тыс. т), по количеству единиц (не более 9), по срокам пребывания (не более 21 дня), по калибру орудий (не выше 203 мм). Уведомление турецкого правительства о проходе таких кораблей должно быть осуществлено за 15 суток.
      Черноморские государства имеют право проводить через проливы любые военные корабля, при этом линейные корабля проводятся поодиночке в сопровождении не более чем двумя миноносцами, подводные лодки поодиночке, в светлое время суток, в надводном положении при условии соблюдения двух существенных ограничений: подводные лодки могут проходить через проливы для ремонта на верфях, расположенных вне Черного моря (при условии, что точные данные по этому поводу будут предоставлены Турции), или в целях возвращения в базы Черного моря, если они будут сооружены или куплены вне этого моря (если Турции заблаговременно было сделано уведомление о закладке или покупке). Уведомление турецкого правительства о проходе военных кораблей черноморских государств осуществляется за 8 суток.

      Формально авианосцы не имеют права прохода проливами, так как статья 10 оговаривает условия прохода только для легких надводных, небольших и вспомогательных кораблей, и особо оговаривает, что кроме них право прохода имеют лишь линкоры (статья 11) и подводные лодки (статья 12). Авианосцы оказываются де-факто исключенными из числа кораблей, имеющих право на проход проливов. Исключением является ситуация, при которой Турция является воюющей стороной либо считает себя находящейся под прямой военной угрозой — в этом случае, согласно статьям 20 и 21, Турция имеет право регулировать проход кораблей по своему усмотрению.
      Несмотря на формальное отсутствие правил для прохода авианосцами проливов, СССР не испытывал значимых сложностей с выведением через проливы своих авианесущих крейсеров, строившихся в Николаеве. Периодически высказываются предположения, что наличие на советских авианесущих кораблях мощного ударного вооружения было связано именно со стремлением избежать формальной классификации этих кораблей как авианосцев — то есть предназначенных или устроенных преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов.

      2). В Новороссийске 31 октября 2009 г. в Международный день Черного моря состоялся пикет «Черному морю — безъядерный статус!». Организаторы акции хотели привлечь внимание граждан к проблемам ухудшения эколого-социальной ситуации в черноморском бассейне и хотели бы законодательно запретить транспортировку отработанного ядерного топлива (ОЯТ) через акваторию всего моря.

Оставить свой комментарий

Счетчик
Полезное видео
Новостная рассылка сайта
Наверх