Статья №13. Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Часть 4. Возрождение и предстоящая модернизация.

Дата: 24 Январь 2014 Рубрика: Надводные корабли ВМФ СССР и РФ Комментарии: 2 коммент.
Kouznetsov

Тяжёлый авианесущий крейсер Адмирал флота Советского Союза Кузнецов на манёврах, 1995 год

В августе 2000 года корабль и лётный состав 279-го КИАП были готовы к походу в Средиземное море, намеченному на осень. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» вышел в море и даже принимал участие в учениях Северного флота, строевые пилоты совершали полёты с палубы корабля. Однако поход так и не состоялся. Причиной, прежде всего, послужила гибель в том же месяце, в период проведения учений, атомной подводной лодки «Курск». Финансовые средства, необходимые для субсидирования его похода, были использованы Министерством обороны для решения других задач, связанных с гибелью атомохода.

2c14a8827846

Четвертый командир корабля А.В.Турилин командовал кораблем с 2000 по 2003 год.

  Осенью 2000 года ТАВКР вновь проходит ремонт в Мурманске на СРЗ-35. Лето 2004 года.  Более двух лет на палубу авианосца не садились самолеты. Корабль находился в ремонте. В том, что тренировки летчиков состоятся, уверенности не было до самого последнего момента.

Щелкните мышкой для просмотра следующей фотографии

Во время ремонта на СРЗ-35 в Мурманске. 29 марта 2004 года.

Уважаемые друзья!  Я предлагаю Вам посмотреть видео фильм на тему «Сделано в СССР: ТАРКР Адмирал Кузнецов». Источник информации: Документальный фильм «Сделано в СССР: ТАКР Адмирал Кузнецов» в телестудии «Крылья России» на телеканале «Звезда». В этом фильме рассказывается об уникальной биографии российского тяжелого авианесущего крейсера ТАВКР «Адмирал Кузнецов», его ТТД и вооружении.

Но в августе 2004 года корабль все-таки выходит в море. Решение о проведении полетов наконец-то принимается. Для «палубников» это очень важно. Поддерживать свою форму они могут только в процессе реальной работы на корабле. Далеко не каждый летчик может служить на авианосце. По сравнению с обычными летчиками – палубные должны иметь более высокий уровень подготовки – летной и физической.

1a080251d322

Пятый командир корабля капитан 1 ранга А.П.Шевченко командовал кораблем с 2004 по 2008 год.

proekt-11435.5879-1280x712

Sukhoi_Su-33_on_Admiral_Kuznetsov-1

Су-33, заходящий на посадку на палубу ТАВКР «Адмирал Кузнецов».

  Посадка на корабль связана с колоссальными перегрузками. В момент удара о палубу вес пилота увеличивается почти в пять раз. При зацепе за трос, скорость падает с 250 км/час до 0 всего за 3 секунды. Сила инерции буквально выдавливает из пилота душу. Быструю остановку самолета на палубе обеспечивают тормозные машины. На авианосце их четыре, по количеству тросов. Каждая из них – это сложное устройство весом в 100 тонн, занимающее помещение величиною с небольшой спортзал. Машины расположены прямо под полетной палубой – всего в двух метрах под точкой касания самолета. Представьте себе, что на потолок вашей квартиры садится 25-тонный истребитель.

Командир 279-го отдельного истребительного авиаполка СЕРГЕЙ   РАССКАЗОВ:
«Полеты на палубу – это бальзам! Это такое удовольствие, как экстрим! …Зацепился, …торможение – руки летят, ноги летят, голова отваливается. Это приятно!!!»

Согласно полетному заданию летчики должны были взлететь с аэродрома базирования Североморск-3 и преодолев 150 км. выполнить посадку на палубу авианосца. Сначала все шло по плану, но к моменту взлета с авиабазы погода в районе учений заметно ухудшается. Из-за сильной качки корабля летчику намного сложнее будет считывать световые сигналы оптической системы посадки. А именно благодаря этой системе пилот оценивает правильность своих действий. Если летчик летит выше положенного, то видит желтый свет. В этом случае он может попросту промахнуться и пролететь выше палубы. Если он видит зеленый свет – это означает, что его траектория верна и летчик выполняет правильный заход на посадку.
Гораздо опаснее оказаться в красном луче – в этом случае самолет может врезаться в корму авианосца. Из-за большой скорости времени на принятие решения о катапультировании не останется. Не всем летчикам удается попасть на палубу с первого раза. Самолеты снова и снова выполняют заходы.
Плохая погода вызывает напряжение не только у пилотов, но и у того, кто руководит посадкой на корабле. Этот человек дублирует голосом сигналы оптической системы. От его спокойствия и сосредоточенности успех посадки зависит не меньше чем от электронных систем.
С 22 сентября по 22 октября 2004 года он участвовал в учениях Краснознамённого Северного флота в северо-восточной Атлантике.
22 октября 2004 г. корабельная авианосная группа (КАГ) в составе девяти кораблей Северного флота России, возглавляемая флагманом ВМФ России тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» вернулась из дальнего плавания в район северо-восточной Атлантики, в ходе которого отрабатывались элементы боевой подготовки по планам Военно-Морского Флота.
Это первый после знаменитого Средиземноморского круиза «Кузнецова» 1995–1996 гг. дальний океанский поход единственного российского авианосца, находившегося с ноября 2000 г. в длительном ремонте на судоремонтном заводе СРЗ-35 в Мурманске. Впервые после четырехлетнего перерыва летчикам 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (ОКИАП) Северного флота (СФ), эксплуатирующего истребители Су-33 и учебно-тренировочные самолеты Су-25УТГ, удалось проверить и закрепить свое мастерство при выполнении полетов непосредственно с палубы     корабля.

Щелкните мышкой для просмотра следующей фотографии

Крейсер готовится к выходу на учения в Баренцево море. 21 марта 2005 года

Щелкните мышкой чтобы уменьшить картинку

В доке СРЗ-35 Росте (Мурманск). 4 июня 2006 года. 

Тренировочная посадка Су-33 на палубу ТАВКР «Адмирал Кузнецов», 2011 год

Всего за время похода, начавшегося 22 сентября 2004 г., летчики 279 ОКИАП выполнили с палубы «Адмирала Кузнецова» около 90 полетов. Спустя ровно месяц после выхода в море КАГ вернулась на Родину, а накануне, когда авианосец находился еще в сотне миль от родных берегов, его палуба опустела: самолеты покинули корабль и перелетели на свой базовый аэродром Североморск-3.
За время месячного похода КАГ во главе с ТАВКР «Адмирал Кузнецов» прошла более 5000 морских миль, побывав в северо-восточной Атлантике, Норвежском и Баренцевом морях. Были успешно проведены российско-французские и российско-американские учения, которые показали высокую степень подготовленности российских моряков и их зарубежных партнеров, учения по противовоздушной и противолодочной обороне, заправке кораблей в море и борьбе за живучесть.  Была успешно выполнена и главная задача похода – отработка   полетов    палубной    авиации.
Уже после завершения похода полеты с палубы были продолжены. Строевых летчиков-североморцев сменили летчики-испытатели. В частности, с борта «Кузнецова» была выполнена серия испытательных полетов на корабельном учебно-боевом самолете Су-27КУБ, который до этого лишь однажды «опробовал» палубу авианосца. Это было пять лет назад, в октябре 1999 г., когда новый двухместный самолет только-только вышел на испытания. Теперь эта машина значительно модернизирована. Так, на ней установлены двигатели с управляемым вектором тяги и РЛС с ФАР типа «Сокол».
20 августа сторожевые корабли «Неустрашимый» и «Пылкий», и танкер «Олекма» под флагом заместителя командующего Балтийского флота вице-адмирала Василия Апановича покинули Балтийск и направились в Атлантику.
А 25 августа 2005года корабельная авианосная группа Северного флота вышла из Североморска в Атлантическую зону мирового океана для выполнения задач дальнего плавания. В состав корабельной авианосной группы вошли тяжелый авианесущий крейсер Северного флота «Адмирал Кузнецов», тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко». С группой боевых кораблей в поход также вышли суда обеспечения – спасательно-буксирное судно «Алтай» и танкер «Сергей Осипов».

 []

Н. Куклев, В. Доброскоченко, Ю. Антипов, С. Рассказов на полетной палубе ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

  Командовал в походе корабельной авианосной группой заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Владимир Доброскоченко. Во время похода корабли Северного флота приняли участие в совместных маневрах с кораблями Балтийского флота. Совместными учениями двух флотов руководил заместитель Главнокомандующего ВМФ России адмирал Михаил Захаренко.
Длительность похода авианосной группы составила около одного месяца. За последние годы это второй дальний поход корабельной авианосной группы Северного флота в Атлантику. Первый был предпринят осенью 2004 года. Сейчас прошло уже более 15 лет с тех пор, как распался могучий Советский Союз, а «Кузнецов» покинул Севастопольский рейд. Сейчас корабль стоит  на вооружении российского флота. Летчики, ушедшие  в свое время с Апакидзе, сегодня составляют костяк  российских палубников.

Старший инспектор-летчик ВВС Северного флота ВИКТОР   ДУБОВОЙ:
«Очень многие вообще не знают, что есть авианосец, что есть такая авиация. И когда некоторые узнают: а, сколько всего человек-то летает с авианосца – то очень удивляются что их меньше чем космонавтов!… На сегодняшний день палубных летчиков не более 30». Их первый командир погиб в день 85-летия морской авиации во время демонстрационного полета. В России он успел создать школу палубных летчиков, которая существует до сих пор.

Заслуженный летчик-испытатель РФ, совершивший более 200 посадок на палубу авианосца, Герой России  СЕРГЕЙ   МЕЛЬНИКОВ:
«Слово «школа» не надо понимать как здание какой-то школы. Школа – это в мозгах. Пока будет преемственность поколений, пока авианосец будет жив – школа эта будет существовать».

Су-33, пилотируемый Т.А.Акакидзе, в роковом полете 17 июля 2001 г.

На месте падения истребителя Су-33, который пилотировал Тимур Апакидзе, установлен памятный знак

  Каждый год, 4 июля, в годовщину гибели Тимура Апакидзе, его товарищи приходят, чтобы отдать должное таланту и мужеству своего командира. Тимур Апакидзе был очень общительным и светлым человеком. У него было  много друзей. И хотя иногда он бывал резок с подчиненными, но именно эта резкость, как говорят сами летчики, спасла не одну жизнь. Свою он сохранить не смог. Но смерть понятие относительное. Разве можно считать умершим человека, дело которого продолжает жить.

71534587_apakidze_Byust_v_Severomorske

Бюст Героя Российской Федерации генерал-майора Тимура Апакидзе в центре главной базы Северного флота городе Североморске.

Единственный российский авианосец существует, и тренировки летчиков продолжаются. Сам Тимур Автандилович относился к смерти философски. Он часто повторял фразу, которая  и стала эпитафией на его надгробии: «Умереть за то, что любишь, не трагедия».

Су-33 (Су-27к, Т-10к; по кодификации НАТО: Flanker-D) — российский палубный истребитель четвертого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством М.П. Симонова.

Командующий авиацией ВМФ России (2005г.) ЮРИЙ   АНТИПОВ:
«Как бы мы не относились к этому созданию рук и ума человеческого – это достояние нашего народа, как космические корабли, так и этот авианосец. Совершенен он или не совершенен на настоящем этапе развития – это уже будут другие поколения оценивать. Я лично считаю, что мы должны гордиться тем, что у нас есть на сегодняшний день».

Щелкните мышкой для просмотра следующей фотографии

В Атлантическом океане. Январь 2008 года.

c38ca6ceb537

Шестой командир корабля капитан 1 ранга В.Н.Родионов командовал кораблем с 2008 по 2011годы.

  Командовавший кораблём более трёх лет капитан первого ранга Вячеслав Родионов пошёл на повышение, став заместителем командира соединения ракетных кораблей Северного флота, а на его прежнюю должность назначен капитан первого ранга Сергей Артамонов, бывший старший помощник командира авианесущего крейсера. Смена командования ТАВКР произошла во время непродолжительного захода крейсера на рейд главной базы Северного флота — Североморска. В море корабль вышел уже с новым командиром.

419316338

Седьмой командир корабля капитан 1 ранга Сергей Артамонов командует кораблем с 2011 года по настоящее время. 

7064288-1280x820

 Сегодня у нас остался один ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — более совершенный, чем «Киев», но все-таки не совсем авианосец. Еще в конце прошлого века он должен был идти в Средиземное море, но не пошел — то ли денег не хватило, то ли что-то сломалось. Потом этим планам помешала трагедия АПЛ «Курск» (август 2000 г.), которая должна была взаимодействовать с ТАВКР. Потом все-таки «Кузнецов» с отрядом кораблей (помесячные выходы в Атлантику в сентябре 2004г., в августе 2005г. и декабре 2007 г. — январе 2008 г.) продемонстрировал наш Андреевский флаг в океане. Но видимо это была «лебединая песня» «Адмирала Кузнецова».
В последние годы в официальных документах тяжелый авианесущий    крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» сокращенно именуется «Адмиралом Кузнецовым». ТАВКР «Адмирал Кузнецов», по сути, является боеспособным весьма условно. Большую часть своей жизни этот корабль проводит в стадии различного ремонта, а о его проблемах (в том числе с двигательной установкой) не писал разве что ленивый. Авианосец в последнее время сопровождают лишь различные скандалы, привычные для российской экономики. Так, недавно подрядчик пытался поставить на авианосец ржавый голландский якорь, тем самым украв 3 миллиона рублей.

В 2011 году прокуратура сочла, что стоимость очередного ремонта российского авианосца оказалась завышенной и из бюджета злодеи выкрали аж 9,7 миллионов рублей (примерно столько же тратил в месяц на прислугу в одном из своих английских поместий равноудаленный олигарх Абрамович).

Рисунок

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Вид гребных винтов.

  В 2010 году в российских СМИ со ссылкой на источники в ВМФ сообщали, что флагман флота авианосец «Адмирал Кузнецов» пройдет модернизацию. Авианосец должны были поместить в док в 2012 году, а возвратить флоту планировали в 2017 году. Планирующаяся масштабная модернизация преследовала цель устранить недостатки корабля. Хотя сегодня трудно определить направления модернизации, но некоторые выводы можно сделать, исходя из имеющихся сообщений.

 Прежде всего, недостаточно надежная котлотурбинная силовая установка должна быть заменена газотурбинной ГЭУ или ядерной.

Имеющиеся пусковые установки ПКР 3М45 П-700 «Гранит» планировалось демонтировать. Следовательно, появится возможность до 4500-5000 кв. м увеличить ангар для размещения дополнительного количества самолетов.

ПВО корабля планировалось усилить заменой ЗРК 3К95 «Кинжал» новой системой с 80-120 зенитными ракетами средней дальности нового поколения. В сочетании с новой системой будут установлены 4-6 ЗРПК «Панцирь-С1».

Авианосец должен был получить новое радиоэлектронное оборудование, вероятно, боевую информационно-управляющую систему «Сигма», которая предназначена для установки на все новые российские боевые корабли. Эта БИУС обеспечивает беспрецедентно эффективное управление системами корабля.

В первом полугодии 2014 года планировали провести на предприятии «Севмаш» замену системы оружия, радиоэлектронное оборудование и скорее всего, силовую установку.

Было бы прекрасно, если бы авианосец получил катапульты. Учитывая, что носовой трамплин будет сохранен, одна или две катапультные установки могут быть расположены на угловой палубе корабля. Аналогичное решение предусматривалось для атомных авианосцев класса «Ульяновск», которые с окончанием холодной войны были не достроены. К тому времени Советский Союз уже разработал паровую катапульту, экспериментальные прототипы испытывались на наземном комплексе «Нитка». Следовательно, задача создания паровых катапульт вполне разрешима.

Выбор типа катапульты связан с силовой установкой. Паровые катапульты требуют наличия ядерной энергетической установки, в то время как использование газотурбинной энергетической установки не оставляет другого выбора кроме установки электромагнитной катапульты. Нашим конструкторам придется либо разработать такие катапульты самостоятельно или покупать за границей, либо… аккуратно скопировать.

Авиапарк корабля должен будет состоять из 26 новых истребителей МиГ-29К, вертолетов и военно-морской версии истребителей пятого поколения ПАК ФА Т-50, которые сейчас разрабатываются. Предполагается, что 15-20 перспективных истребителей будут построены до повторного ввода авианосца в состав флота, который должен состояться, скорее всего, не в 2017 году, а в 2020 году. Сейчас же возможности крейсера невозможно полностью использовать из-за отсутствия самолетов ДРЛОиУ и недостатка численности авиагруппы*. А Су-33 не могут наносить удары, а только перехватывают их.

d6dac17021c0t

  Сегодня, оглядываясь назад, мы видим, что заявление Главкома ВМФ адмирала Владимира Высоцкого о начале строительства авианосцев в России с 2012 года не вселило оптимизма и его слова разошлись с делами, так как Высоцкий был отстранен от должности указом президента от 6 мая 2012 года – это был последний день пребывания Дмитрия Медведева в должности Верховного главнокомандующего. Тем же указом на пост главкома ВМФ был назначен вице-адмирал Виктор Чирков, заместитель Высоцкого. Опять что-то не складывается в судьбе авианосцев в России, и только приходится уповать на «Поживем — увидим!«.

flot_teryaet_shtab

Главком ВМФ РФ Владимир Высоцкий в окружении «военспецов»: Дмитрия Медведева, в должности Верховного главнокомандующего и Министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Смог бы кто-то другой на месте В. Высоцкого исполнить запланированные мероприятия при Министре обороны — ворюге «табуреткине»? Вряд ли!

И все же, 14 мая 2015 года тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» был поставлен на ремонт в док в Мурманской области. Сроки его ремонта военные не называют. Объемы – тоже.

По заявлению ТАСС в пресс-службе Северного флота: «Судоремонтники сначала проведут доковый осмотр корабля, по итогам которого будет решаться вопрос об объемах ремонта».
Сказанное может означать, что самый большой российский военный корабль (полное водоизмещение «Кузнецова» составляет 55 тыс тонн), в течение ближайших нескольких месяцев будет проходить текущий ремонт, а затем вновь отправится в плавание. Однако, что более вероятно, политическое и военное руководство России решило на этот раз поставить единственный отечественный авианосец на капитальный ремонт, который продлится как минимум 2-3 года. И вот почему.

  Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был спущен на воду почти 30 лет назад – 4 декабря 1985 года. Судьба этого корабля уникальна. Он остался единственным действующим авианосцем на постсоветском пространстве, который был построен в Советском Союзе в 70-80-е годы прошлого века на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (сейчас – Украина).

  Если говорить откровенно, ни тогда, ни сейчас, «Кузнецов» не являлся шедевром мирового кораблестроения. Многочисленные нарекания моряков вызывала главная силовая установка корабля, а военно-политическое руководство — слабость его авиационной группы. Однако, за это время российский авианосец совершил семь дальних походов, последний из которых – в Средиземное море в 2013-2014 годах, сыграл далеко не последнюю роль в предотвращении агрессии западных стран в отношении одного из стратегических союзников России на Ближнем Востоке – Сирии.

Image-114

Представители российского военного ведомства неоднократно заявляли, что в последние годы единственный российский авианосец находится в хорошем техническом состоянии. В 2008 году в центре судоремонта «Звездочка», например, на корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъёма самолётов на лётную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера. Головной ракетный комплекс «Гранит» — работает, зенитная артиллерия – работает, средства наблюдения и наведения – работают в штатном режиме. Идет плановая замена авиагруппы, в том числе перехватчиков Су-33 на более многофункциональные истребители МиГ-29К и МиГ-29 КУБ в количестве до двадцати машин. Два таких истребителя уже несут службу вместе с Су-33 и Су-25УТГ в корабельном палубном авиаполке, базирующемся на «Адмирале Кузнецове».

  Однако, это не решает главной проблемы. За свою почти 30-летнюю истории «Адмирал Кузнецов» ни разу не проходил капитального ремонта. Кораблю нужны, как минимум, новая силовая установка, новое радиоэлектронное оборудование и новые системы корабельного оружия, которые в изобилии разработаны российским ОПК в последние 20 лет. Поэтому еще в 2011 году в среде военных и «оборонщиков» начались разговоры о том, что авианосец вскоре будет поставлен на капитальный ремонт. Предпосылкой для этого является и то обстоятельство, что за последние 10 лет российские корабелы получили необходимый опыт проведения модернизации подобных масштабов при восстановлении и переделке ТАВКР проекта 1143.4 «Адмирал Горшков», который два года назад был передан ВМС Индии под именем «Викрамадитья». «Севмаш получил серьезный опыт по ремонту и модернизации авианосцев благодаря «Викрамадитье». Этот завод сегодня абсолютно готов к нормальному ремонту «Кузнецова» — передало ИТАР-ТАСС мнение одного из источников в оборонно-промышленном комплексе.

Постановке «Кузнецова» на капитальный ремонт, как ни странно, способствует и нынешняя внешнеполитическая обстановка. Любой авианосец, это, прежде всего, силовой инструмент внешней политики, средство демонстрации серьезности намерений своей страны за тысячи километров от родных берегов. И, с этой точки зрения, в ближайшие 2-3 года основным местом столкновения интересов России, США и Европы станет не Ближний Восток, а Украина. При возникновении проблем на Ближнем Востоке, вместо «Кузнецова» можно направить ТАКР «Петр Великий» и новые атомные подводные лодки типа «Ясень» с крылатыми ракетами на борту. А Черное море и его побережье и так полностью контролируется авиацией, которая базируется на территории Крыма. 

  P.S. У России есть несколько лет, чтобы модернизировать свой единственный авианосец, создать (вернее, восстановить) военно-морские базы для авианосных ударных группировок на территории Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, капитально отремонтировать тяжелые атомные крейсера проекта 1144 типа «Орлан» «Петр Великий» и восстановить «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Ушаков», которые в свое время и создавались для охраны и сопровождения советских авианосцев.

  За это время политическое и военное руководство нашей страны, очевидно, определится и с будущим авианосцев, как таковых. Некоторые американские эксперты считают, что время этих кораблей ушло, как в свое время исчезли из океанов огромные линкоры. По их мнению, подкрепленному опытом западной агрессии против Ливии, современные подводные лодки гораздо более эффективно справляются с задачей уничтожения объектов на территории прибрежных государств, чем авианосные группировки. Однако аналогичная операция против Сирии так и не началась в том числе и потому, что там в это время вместе с отрядом других кораблей Северного флота демонстрировал российские интересы авианосец «Адмирал Кузнецов».

____________________________

*  От таких сведений, на которые я наткнулся на одном из сайтов — волосы становятся дыбом! До этого могли додуматься только предатели РОССИИ:

Список закрытых военных авиационных училищ и академий

Академии:
1. Военно-воздушная орденов Красного Знамени и Кутузова I степени Краснознаменная академия имени Ю.А. Гагарина(2008 г.);
2. Военно-воздушная инженерная орденов Ленина и Октябрьской революции Краснознаменная академия им. профессора Н.Е. Жуковского(2008 г.);
3. Военная Краснознаменная академия противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза Жукова Г.К.(2010г.);

Военные училища :
1. Ачинское военное авиационно-техническое училище им. 60-летия ВЛКСМ(2000г.);
2. Армавирское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени главного маршала авиации П.С. Кутахова(2001г.);
3. Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков имени главного маршала авиации А.А. Новикова(2001г.);
4. Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков имени главного маршала авиации К.А. Вершинина(1999г.);
5. Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное
училище летчиков имени В.П. Чкалова(1997г.);
6. Иркутское высшее военное авиационное инженерное ордена Красной Звезды училище(2009г.);
7. Ейское высшее военное авиационное ордена Ленина училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта В.М. Комарова(2011г.);
8. Калининградское военное авиационно-техническое училище(1994г.);
9. Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков имени А.Ф. Мясникова(1997г.);
10. Кировское военное авиационно-техническое училище(2007г.);
11. Курганское высшее военно-политическое авиационное училище(1994г.);
12. Курганское военное авиационно-техническое училище(1995г.);
13. Ломоносовское военное авиационно-техническое училище(1994г.);
14. Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И .С. Полбина(1993г.);
15. Пермское военное авиационно-техническое училище им. Ленинского комсомола(1999 г.);
16. Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков(1991г.);
17. Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов ПВО имени маршала авиации Судеца В.А.(2010г.);
18. Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков имени М.М. Расковой(1995г.);
19. Тамбовское высшее военное авиационное инженерное ордена Ленина Краснознаменное училище имени Ф.Э. Дзержинского (2009г.);
20. Уфимское высшее военное авиационное училище летчиков(1999г.);
21. Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов им. 50-летия ВЛКСМ(2011г.).

 

К записи "Статья №13. Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Часть 4. Возрождение и предстоящая модернизация." оставлено 2 коммент.

  1. Жалко, что у нас один авианосец. Особенно в настоящее время!

Оставить свой комментарий

Счетчик
Полезное видео
Новостная рассылка сайта
Наверх