Статья №2. История создания авианесущих кораблей.

Дата: 19 Декабрь 2013 Рубрика: Надводные корабли ВМФ СССР и РФ Комментарии: 1 комментарий

Боевая мощь и значение авианосцев для флота и для обороноспособности любой страны в целом давно стали аксиомой, не требующей обоснований. Преимущества и высочайшие ударные и оборонительные возможности в сравнении с другими классами и типами надводных кораблей авианосцы окончательно подтвердили в сражениях второй мировой войны на Тихом океане между ВМС США и Японии, прочно закрепив свой престиж среди надводных кораблей. Это общепризнано в мире всеми военно-морскими профессионалами.
Для США авианосцы уже давно стали главным внешнеполитическим аргументом. Во время второй мировой войны Япония преподносит американцам хороший урок: 7 декабря 1941 года 360 японских самолетов, вылетев с шести авианосцев наносят сокрушительный удар по американской базе Перл-Харбор. Через 7 месяцев, собравшись с силами, американцы громят японцев при атолле Мидуэй. Главные действующие лица в этих битвах – авианосцы.

Бывший командующий 2-м и 6-м флотом США ДЖЕРРИ МИЛЛЕР: «То, что авианосцы явились решающей морской силой в войне, стало хорошим уроком для военноначальников. Поэтому мы начали активно их строить и к концу войны построили почти сотню штук».

Анализируя итоги войны на море, известный французский военно-морской теоретик адмирал П. Баржо еще в 1950-х гг. заявил: «Мы являемся свидетелями фундаментально нового фактора морской войны, фактора, равным которому является введение артиллерии на морских судах времен Тюдоров и Непобедимой Армады. Будущее открыто авианосцам в океанских бассейнах». Здесь же он отметил, что флот ведущей морской державы без авианосцев следует считать «ущербным».
Послевоенные конфликты и локальные войны с участием флотов различных государств (преимущественно ВМС США) подтвердили решающее значение и высокий боевой потенциал авианосцев в морских операциях.
В Советском Союзе на тот послевоенный период кораблей такого класса не существует. Из всех советских руководителей только Нарком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов сторонник сбалансированного флота, в который должны войти и авианосцы.
Но ослабленная послевоенная экономика не оставляет авианосцам ни малейшего шанса. Сменивший Сталина Н.С. Хрущев вообще резко отрицательно относится к большим кораблям. А к таким – тем более. Увлеченный ракетами Никита Сергеевич заявляет, что Главком хочет выиграть будущую войну оружием прошлой. К тому же, маршал Жуков, твердый носитель сухопутных взглядов, убеждает Хрущева оставить за флотом оборону морских границ. Кузнецов пытается переспорить Жукова.
В этот период Кузнецов старался создать сбалансированный флот с применением современных видов оружия и техники (атомные двигатели, ракеты, вычислительная техника, электроника и автоматика). О ракетном вооружении Кузнецов поднимал вопрос еще в 1951 году. В 1954-1955 годах на кораблях и берегу появились первые ракетные комплексы, строили первую атомную подводную лодку. В дискуссиях о развитии военного флота Кузнецов имел свои взгляды и твердо защищал их, высказавшись даже о некомпетентности Н.С. Хрущева. Но после очередного бурного обсуждения у адмирала случается инфаркт. В 1955 году Главкома Кузнецова снимают с должности.

Начальник отдела оперативного управления Главного штаба ВМФ (1984 – 1989 гг.) ВЛАДИМИР ЗАБОРСКИЙ: «Извечная борьба флота и суши… Она была и есть. И поскольку Министерством обороны всегда руководили наши сухопутные товарищи, то всегда при решении этих вопросов последнее слово было за ними». После смещения Кузнецова место Главкома занимает его заместитель Сергей Георгиевич Горшков.

p1000389_smГлавный конструктор атомного авианосца (1971-1974гг.),
руководитель музея истории Невского ПКБ АРКАДИЙ МОРИН:

«Сменивший Кузнецова Горшков Сергей Георгиевич, чтобы удержаться в должности Главнокомандующего Военно-морским флотом, следуя за Н.С. Хрущевым, называл авианосцы оружием агрессии, против которых мы должны применять только свои главные ударные силы флота – подводные лодки и морскую авиацию».

  Однако назвать Горшкова ярым противником авианосцев все-таки нельзя. Сергей Георгиевич был очень неплохим дипломатом, тонко чувствующим ситуацию. Именно этот талант позволил ему в дальнейшем сохранить должность и войти в историю активным приверженцем авианесущих кораблей. Н.С. Хрущев после появления еще совсем несовершенных ракет так в них уверовал, что буквально «зарезал» артиллерийские крейсеры, эсминцы, а заодно авиацию армии и флота. Корабли резали в строю, на стадиях окончания строительства, многие типы самолетов отправили под пресс.
После реализации курса на создание океанского флота только из-за бюрократической системы принятия решений страна создала мощного океанского монстра.
В комплексе задач не рассматривались системы управления по оперативному, специальному и тыловому обеспечению. В результате было построено много кораблей, которые некуда было ставить, так как система базирования не упреждала создание корабельного состава флота. Только дизельных подводных лодок было построено семь серий, а атомных – семнадцать. Не считая опытных!
Корабли простаивали в базах, поскольку их техническая боеготовность не гарантировалась качеством строительства, отсутствовала флотская судоремонтная база, которая создавалась с огромным отставанием. Судоремонтные базы работали не эффективно из-за отсутствия четкой системы заказов запасных частей, их учета, складирования. На все это накладывалась проблема разнотипности кораблей, их оружия, систем управления.
Например, коэффициент оперативного использования наших подводных ракетоносцев, никогда не превышал 0,25, а американских не опускался ниже 0,7. Американцы создавали ВМС как систему предназначенную решать конкретные задачи, а командно-бюрократическая система Советского Союза, а затем России, системно ни один вопрос не рассматривала и не решала.
Пока в СССР ведутся дебаты о том, каким должен быть флот, Америка строит авианосец «Форрестол», прототип всех последующих ударных авианосцев США. «Форрестол» предназначен для нанесения ядерных ударов по территории СССР и стран Восточной Европы.

Бывший командующий 2-м и 6-м флотом США ДЖЕРРИ МИЛЛЕР: «Это был большой авианосец. Он стал первым из больших авианосцев. У него была угловая палуба и хорошая система посадки. Это дало нам возможность разместить на нем ядерное оружие, и если необходимо – доставить его к цели. К счастью нам не пришлось сбрасывать бомбу. Но было забавно пытаться это сделать».

В конце 50-х помимо авианосцев с ядерным оружием у Америки появляются подводные ракетоносцы с ракетами «Поларис», которые могут всего за несколько залпов превратить в лунный пейзаж всю европейскую часть Советского Союза. Теперь в первую очередь бороться необходимо было именно с ними.
Горшков, как нельзя, кстати, предлагает проект постройки противолодочных крейсеров с авиационным вооружением. В 1958 году принимается Постановление ЦК КПСС о создании таких кораблей.
Появляются вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград». Главным оружием этих кораблей становятся вертолеты. Они выполняют основную функцию – поиск и уничтожение подводных лодок.
С появлением у власти Леонида Ильича Брежнева позиция Главкома ВМФ Сергея Горшкова становится еще более уверенной. У власти оказались друзья Сергея Георгиевича Горшкова по обороне Новороссийска. Друзьями Сергея Георгиевича были тогдашний Министр обороны Андрей Антонович Гречко и сам Генеральный секретарь ЦК КПСС. Во время обороны города-героя Гречко командовал 18-й Армией, политотдел которой возглавлял Леонид Ильич. А сам Горшков был замом начальника по обороне Новороссийска. Эта давняя дружба сыграет немаловажную роль в появлении отечественных авианосцев.

Демонстрация авиационной техники руководству страны (справа налево): главком ВМФ С. Г. Горшков,                              Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин;                                          пояснения дает генерал-майор авиации С. А. Микоян. 1971 г.

  В июле 1967 года проводится демонстрация авиатехники. Одной из звезд авиапарка становится самолет с вертикальным взлетом. Горшкову без особого труда удается убедить Брежнева в необходимости размещения таких самолетов на палубе. В итоге, в СССР появляются корабли нового класса – авианесущие крейсеры «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку».

1208086031_kiev_10Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1164.2 » Киев». 

640498_mТяжелый авианесущий крейсер проекта 1164.2 » Минск».

790px-Novorossijsk_Kiev-class_1986Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1164.3 » Новороссийск».

http://navsource.narod.ru/photos/02/164/02164013.jpg

Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1164.4 » Баку».

В начале 70-х, в одном из своих выступлений перед иностранными журналистами Леонид Ильич Брежнев заявляет, что в отличие от Соединенных Штатов Советский Союз авианосцев не имеет и не строит – мы строим крейсеры.

Историк судостроения и флота АРКАДИЙ МОРИН: «Наименование авианосцев тогда, без привязки к Соединенным Штатам не использовалось. Запрещалось не только в наших средствах массовой пропаганды, но и даже в нашей специальной документации, в том числе и закрытой».

  Авианосец по-прежнему считается наступательным оружием капитализма. Но помимо желания упрекнуть Америку в агрессивности, в заявлении Генсека прозвучала абсолютная правда: построенные корабли нельзя было назвать авианосцами. Главное оружие авианосцев – это самолеты разных типов. Только от них зависит успех боевой операции. Палубная авиация должна была уметь наладить разведку и целеуказание, противолодочную оборону, а также добиться превосходства в воздухе и подавить противника.
Наши корабли, в отличие от аме6риканских, несли на своей палубе только один тип самолета – штурмовик Як-38 и имели ракеты. Наличие ракет и определило название – авианесущий крейсер.
Появление советских авианесущих крейсеров вызывает большой интерес у руководства США и их союзников. Корабли и самолеты стран НАТО, постоянные спутники наших моряков.
Впрочем, у Советского Союза и Америки одни и те же задачи – не прозевать друг друга.

Командующий Тихоокеанской оперативной эскадрой надводных кораблей (1981 – 1989 гг.) РОСТИСЛАВ ДЫМОВ: «Да, они подходили близко и мы близко подходили. Они следили за нами, и мы следили за ними».

Бывший командующий 2-м и 6-м флотом США ДЖЕРРИ МИЛЛЕР: «Я находился на крейсере «Спрингфилд», стоял на мостике. Этот вертолет прилетел с советского вертолетоносца. Кажется, это был «Москва». А я махал ему рукой, мол, подойди ближе, еще ближе! Давай сфотографируемся!
Конечно, мы постоянно делали снимки. Мы махали друг другу руками и могли очень хорошо видеть лица друг друга. Мы держали плакат: «Добро пожаловать в Средиземное море!». Это было весело, это было здорово! И мы испытывали большое уважение друг к другу».                                               Однако помимо уважения, которое испытывают стороны друг к другу вертолетными реверансами, они имеют и вполне конкретную задачу – сделать как можно больше фотоснимков и кинокадров, отработать действия, возможные в случае вооруженного конфликта.

Старший лейтенант ВМС США, проходивший службу на авианосце «Америка» ТОМ МЕРФИ: «В Средиземном море мы видели вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград», на которых были советские вертолеты. Мы использовали их для отработки атаки нашей группы. Это было очень страшно, потому что на русских кораблях было гораздо больше пушек и ракет, чем на американских».

Историк судостроения и флота АРКАДИЙ МОРИН: «Появление кораблей типа «Киев» американцы встретили высокомерно – что это не корабль, а неизвестно что. «Фантомы» избегали встреч в воздухе с нашими самолетами Як-38. Они боялись столкновения с ними и называли их «небесная этажерка». А советские летчики исполняли на них «цирковые номера».

Американцы были недалеки от истины. Самолет оставлял желать лучшего. Радиус действия нашего штурмовика был очень ограничен. Большая часть топлива тратилась на взлет и посадку. Решение проблемы пытаются найти в процессе испытаний.
8 сентября 1980 года (Южно-Китайское море) у берегов Вьетнама на крейсере «Минск» проводятся экспериментальные взлеты самолетов Як-38. Полеты проходят при повышенной влажности и температуре воздуха. Во время взлета, из-за недостаточной тяги двигателей, штурмовик, пилотируемый летчиком-испытателем Олегом Кононенко, сильно просаживается и ударяется о воду.
Самолет затягивает под винты, и он уходит на дно. В причинах аварии разберутся довольно быстро. «Яки» будут нести службу на Северном и Тихоокеанском флотах. Но машина так и останется ненадежной.
За время несения службы 15% этих самолетов разобьется. Як-38 оставит немало вдов и при этом самолет боевую мощь нашего флота не слишком увеличит. Надежды, возложенные на «вертикалки» так и не оправдались. Для прикрытия флота от палубной авиации противника необходимы были другие самолеты, и, как следствие, совершенно другой корабль – классический авианосец.
Горшков снова, как нельзя, кстати, предлагает проекты постройки таких кораблей. В итоге руководством страны принимается решение о строительстве авианосца нового класса.
Советский авианосец изначально задумывается как корабль аналогичный американскому авианосцу «Интерпрайс».
Первый атомный авианосец Америки входит в состав флота США еще с ноября 1962 года. На его палубе располагаются 24 истребителя, 42 штурмовика, а также противолодочные самолеты и вертолеты. Корабль оборудован четырьмя катапультами.
В СССР такой проект появляется только через десять лет. В процессе разработки появляется много споров и сомнений. Точку в этом споре ставит Министр обороны Гречко: «Не мудрите! Сделайте такой же, как и у американцев». Но в апреле 1976 года маршал Гречко умирает. Министром обороны становится Дмитрий Устинов.                                                                                                                                                                                                          25 января 1980 г. у министра обороны Дмитрия Устинова состоялось совещание по программе кораблестроения с участием руководства Минобороны, министерств оборонных отраслей промышленности, командования ВМФ. Одним из главных на совещание выносился вопрос создания кораблей пр. 1143.5. Казалось, все проблемы по строительству наших первых авианосцев решены, осталась формальность: утвердить Министром обороны и далее, в установленном порядке представить в правительственные инстанции необходимые документы для издания соответствующих постановлений.
На совещании выступил бывший командующий ТОФ, затем начальник управления противолодочного вооружения ВМФ адмирал Николай Амелько. Он заявил, что «по мнению Генштаба такие корабли для ВМФ не нужны». Министр обороны Дмитрий Устинов, позитивно относящийся к ВМФ и его авианосцам, после «всплытия» таких разногласий в военном ведомстве приказал рассмотреть заново эти вопросы специальной комиссии под председательством тогда первого заместителя начальника Генерального штаба генерала армии Сергея Ахромеева. По результатам этого совещания начало строительства авианосца было сорвано.
Комиссия работала два года и признала полную правоту ВМФ. В общем, споры и передряги длились долгих десять лет. Окончательно эта проблема была закрыта на втором совещании у министра обороны 20 ноября 1982 года.
Благодаря усилиям отдельных «профессионалов» от первоначального замысла мало что остается. Проект режут по кусочку. На американский авианосец он похож все меньше и меньше. По их мнению, такой авианосец непозволительная роскошь для нашей страны.
В результате, водоизмещение корабля уменьшается почти в 2 раза, атомную энергоустановку заменяют на обычную. Из 4-х разгонных катапульт на палубе не остается ни одной. В отличие от американских авианосцев на нашем корабле устанавливают ракетный комплекс.
В Николаеве на «Судостроительном заводе им. 61 коммунара» началось строительство головного корабля, – ТАКР «Рига» (нынешнего ТАВКР «Адмирал Кузнецов»), но по измененному проекту: с носовым трамплином для взлета самолетов вместо катапульт. Одновременно был заложен второй такой корабль «Варяг», а вслед за ним настоящий атомный авианосец «Ульяновск» (головной корабль пр.1143.7) с тремя катапультами и носовым трамплином.
Одновременно с началом формирования корпуса корабля на комплексе «Нитка»* был смонтирован первый отечественный натурный опытный образец корабельного аэрофинишера (разработанного и изготовленного Пролетарским заводом) для предстоящей отработки и проведения совместных испытаний по прямому назначению.

8496083Имитатор палубы авианесущего корабля –полигон «Взлетно-посадочная система «Нитка» под Саками.
Тренировочные полеты, 1999 год.

В июне 1983 г. на нем состоялось первое торможение самолета-лаборатории МиГ-23 при его разбеге по взлетно-посадочной полосе аэродрома. До конца года завершили оборудование посадочного блока остальными аэрофинишерами, после их тарировки разгонным устройством началась совместная отработка с самолетами.
В сентябре 1984 г. впервые в нашей стране здесь была успешно осуществлена аэрофинишерная посадка самолетов Су-27. С августа следующего года на «Нитке» начались испытания по взлету самолета-лаборатории Су-27 с трамплина принятой для строящегося корабля геометрии. Затем здесь же провели летные испытания самолетов-лабораторий МиГ-27, МиГ-29 и Су-25.
В 1985 году Главкома ВМФ С. Г. Горшкова освободили от занимаемой должности по возрасту и направили в Группу генеральных инспекторов МО СССР.

Флот России в Средиземноморье

Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков.

При Горшкове наш флот стал океанским ракетно-ядерным и вторым в мире после ВМС США, а создание и освоение отечественных авианесущих кораблей – реальностью. Спуск на воду ТАКР «Леонид Брежнев» состоялся 4 декабря 1985 года в торжественной обстановке, но уже без участия С.Г. Горшкова.
В ноябре 1988 г. на стапельном комплексе ЧСЗ состоялись спуск на воду ТАКР «Рига». Со строительством кораблей пр. 1143.5 и пр. 1143.7 НПКБ и ЧСЗ выходили на мировой технический уровень в создании крупных авианесущих кораблей, достигнутый американской фирмой «Ньюпорт Ньюс», которая с 1961 г. является в США монополистом в этой области кораблестроения. Сегодня проектирование и строительство таких кораблей называют уникальной технологией.
В 1989 году ко времени испытания советского авианосца Америка имеет самый сильный авианосный флот в мире. На вооружении ВМС США пятнадцать мощнейших ударных авианосцев, из которых 3 атомные. Общая численность самолетов свыше 1 тысячи.

Историк авиации и флота НОРМАН ПОЛМАР: «Наша способность доставить 60-70 самолетов в любую горячую точку мира быстро, не запрашивая разрешения на пролет, не запрашивая разрешения на использование аэродромов в чужой стране дают нам громадное политическое оружие, которое мы применяли много раз в поддержку американской внешней политики».

В начале 90-х в СССР начинается строительство уже более мощных авианосцев. Вскоре, вслед за «Кузнецовым» на воду спускается авианесущий крейсер «Варяг».
На стапеле Николаевского завода уже идет строительство атомного авианосца «Ульяновск». Этот проект больше всего похож на тот, что хотели создать еще при Министре обороны Гречко. Однако грандиозным планам так и не суждено было сбыться. В декабре 1991 года вместо Союза Советских Социалистических Республик образуется Союз Независимых Государств.

«Беловежский заговор» против СССР.

8 декабря 1991 года — в резиденции «Вискули» в Беловежской пуще руководители России, Украины и Беларуси Борис Ельцин, Леонид Кравчук, Станислав Шушкевич и главы правительств трех славянских республик СССР подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Самым сложным оказался первый параграф Беловежских соглашений. Когда он был готов, соавторы позволили себе по глотку шампанского.

Рухнул Советский Союз и под своими обломками похоронил самую грандиозную кораблестроительную программу. Новоиспеченные страны лихорадочно начали делить боевую технику. С приходом к власти в России «великого» реформатора и демократа Бориса Ельцина, мы потеряли четыре авианосца постройки 1970-х – 1980-х годов и два вертолетоносца постройки 1965 – 1966 годов.
Слабость дальневосточной судоремонтной базы Советского Союза не позволила, не только произвести средний ремонт тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск», но даже подготовить их к переходу через два океана в Николаев для ремонта. Так они и простояли с 1988 г. у берега, не дождавшись ремонта, а с развалом Союза и стало негде их ремонтировать. В результате, руководство Российской Федерации приняло решение о продаже этих кораблей на слом.
История со скандальной продажей корейцам военной техники была актуальна в 1994–1997 годах. Тогда благодаря дотошным журналистам стало известно, что чиновники Министерства обороны заключили контракт с южнокорейской компанией Young Distribution на продажу под видом лома черных металлов выведенных из состава флота тяжелых авианесущих крейсеров. «Минск» был продан за $4,5 млн., а «Новороссийск» – за $4,3 млн. Как утверждают специалисты, только цветных металлов, находящихся на кораблях, бесплатно ушло за рубеж на $14 млн. В дальнейшем «Минск» и «Новороссийск» южнокорейская компания перепродала Китаю.
Всего за эти «лихие» 90-е годы было выведено из состава ВМФ России, одного из самых сильнейших флотов мира, было списано и продано по цене металлолома три из пяти авианосцев и два вертолетоносца. Авианосцы «Киев», «Минск» и «Новороссийск» заполучил Китай. Вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград» отбуксированы в Индию.
После модернизации и ремонта на «Севмаше», уйдет в Индию четвертый, уже давно проданный, авианосец «Адмирал Горшков». 20 января 2004 года он переименован и носит новое имя «Викрамадитья».
С развалом Советского Союза «Варяг» и «Ульяновск» оказались на Украине. Почти построенный атомный авианосец «Ульяновск» порезали прямо на стапелях. «Варяг» с разворованными внутренностями простоял у достроечной стенки Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) в Николаеве до 2001 г., когда его, наконец, продали Китаю под плавучий музей.
Таким образом, на начало 2001 года КНР получила в свое распоряжение четыре авианесущих корабля, один из них был разобран и досконально изучен, остальные три используются для получения информации техническо-конструкционного плана в тех областях, в которых китайские конструктора испытывают затруднения. Видимо у «Поднебесной» оказалось больше средств, чтобы их содержать, чем в России.
Разработки советских специалистов по самолетам вертикального взлета проданы американской фирме «Локхид Мартин» и на сегодняшний день успешно используются американцами при создании авианосца XXI века. Россия, ценою невероятных усилий сохранила «Адмирала Кузнецова». Его государственные испытания закончились в 1991году, за полтора месяца до ГКЧП.

Первый заместитель главнокомандующего ВМФ (1992 – 1999гг.), командующий Черноморским флотом (1991 -1992гг.) ИГОРЬ КАСАТОНОВ: «С 2002 года делаются попытки вывести крейсер хотя бы в Баренцовое море. Ну, и довольно проблематично, настолько хватит денег, будем пытаться выводить его в Средиземное море».

Все проданные авианосцы не выслужили и половины положенного для них срока. Хорошо это или плохо? Конечно, плохо! Так чего же нам не хватает? Денег? А может быть политической воли?
В 1785 году Конгресс США упразднил военно-морские силы «за ненадобностью», но более такой ошибки не допускал. И вот уже два века Белый дом в своей политике опирается на морскую мощь страны, которая сегодня превосходит возможности всех государств мира. В новый век ВМС США вошли еще более мощными.
После распада коммунистической системы военно-политическое руководство США внесло изменения в стратегию национальной безопасности. На основании указаний президента США Пентагон разработал концепцию, которая получила наименование «Региональная стратегия» – переход от противостояния двух лагерей к обеспечению защиты интересов США в том или ином регионе мира.
Значимость авианосцев в составе флотов в обозримом будущем останется не только непоколебимой, но еще более возрастет. Почему же так высоко оценивается авианосец? Что он собой представляет и для чего, попросту говоря, он нужен флоту?
Авианосец – это многоцелевой (универсальный) по выполнению боевых задач на море корабельный носитель авиационных средств (главное оружие), обладающий высочайшим наступательным и оборонительным потенциалом. Главный элемент авианосного корабельного соединения (группы), выполняющий по обстановке различные ударные и оборонительные боевые функции и задачи – это уничтожение подводных лодок, надводных боевых кораблей, судов, береговых наземных объектов и целей. Авианосное корабельное соединение также должно обеспечить боевую устойчивость (истребительное прикрытие с воздуха) военно-морских группировок сил флота и выполнить ряд других задач в любых условиях боевых действий на море.
В послевоенный период авианосцы иностранных ВМС участвовали более чем в 40 локальных конфликтах, войнах и интервенционистских нападениях на страны-противники. Львиная доля из них приходится на ВМС США. Наиболее крупные – это: война в Корее (1950-1953 гг.); американская интервенция в Индокитае (1964-1973 гг.); операция «Буря в пустыне» против Ирака (1990 -1991 гг.); нападение на Югославию (1999 г.); разгром талибов в Афганистане (2002 г.).
В 2003 году Америка наносит ракетно-бомбовый удар по Ираку. Один из основных действующих лиц в решении конфликта – это авианосец. Соединенные Штаты по-прежнему используют свой главный внешнеполитический аргумент.
Кроме того, авианосные группы и соединения ВМС США постоянно участвовали весь послевоенный период в таких акциях, как ограниченного характера бомбардировки Ливана, Сирии, Ливии в 1970-1980-х гг., и в бесчисленных демонстрациях силы в различных районах Мирового океана. Они добивались одним только своим «присутствием и устрашением» от конфликтующих сторон выгодного для США политического или экономического разрешения конфликта.
Конечно, участие авианосцев ВМС США, Англии и Франции в нападениях на Ирак, Югославию, Афганистан (только ВМС США) ни в каких измерениях не подпадает под понятия «нормальных» морских операций (разве что с натяжкой такой операцией можно признать «Бурю в пустыне»). Это наглые интервенции с избиением фактически беззащитных от воздушного нападения противников. В то же время следует учесть, что в ударах по Афганистану авианосной авиацией (совместно с ВТО других носителей) решены задачи войны с сухопутным государством, отстоящим от морских театров на сотни километров. Заслуживает также внимания операция ВМС Англии по освобождению в 1982 г. захваченных аргентинскими войсками Фолклендских островов. В этой операции не особенно сильное авианосное соединение в составе двух авианосцев с самолетами вертикального взлета (типа «Харриер»), десантными кораблями и кораблями охранения на удалении около 6000 миль от метрополии успешно действовало против ВМС Аргентины и их базовой авиации (самолетов типа «Этандар»). Англичане высадили на острова десант и вынудили их гарнизоны к капитуляции, решив тем самым основную задачу данной войны. Кстати, по своим характеристикам эти английские «авианосцы» (типа «Инвинсибл») в то время, по оценкам их характеристик и возможностей, уступали в 1,5-2 раза нашим тяжелым авианесущим крейсерам (ТАКР) «Киеву» и тем более «Адмиралу Горшкову».
Американцы продолжают развивать авианосный флот как могущественный ударный «кулак» интервенционистских сил, усиленно наращивая свою военно-морскую мощь в целях завоевания мирового господства. В США достраивается атомный авианосец «Рональд Рейган» (девятый в серии авианосцев типа «Нимиц»), предназначенный на замену устаревшего «Констелейшн». Таким образом, в составе американских ВМС на ближайшее будущее сохранятся 12 мощнейших многоцелевых авианосцев. Переход к авианосцам следующего поколения будет происходить на основе поэтапного развития корабельных проектов следующих трех планируемых к постройке кораблей (проекты CVN-77, CVNX-1 и CVNX-2) в течение ближайших двадцати лет.
Англия и Франция, как традиционные морские государства с авианосными флотами, также уделяют большое внимание развитию своих авианосных сил. Давно «авианосными» стали Италия, Испания, Индия. Зачем, спрашивается, Италии авианосцы, когда ее Аппенинский полуостров, по сути, прекрасный «сухопутный» авианосец для всех омывающих страну морей: Адриатического, Ионического, Тирренского, Лигурийского и акваторий к западу от островов Корсика и Сардиния? Но итальянцы не забывают о своих авианосцах. Относительно недавно стала авианосной даже Бразилия. Упорно, несмотря на ограничения послевоенной конституции, обусловленные условиями капитуляции 1945 года, с чисто самурайскими хитростями и коварством пробирается в «клуб» стран с авианосными флотами Япония. Ну, а богатейшего опыта в строительстве авианосцев и их боевом применении японцам не занимать, – в этом, они, возможно, превзойдут даже американцев. Надо ожидать, что вскоре появятся авианосцы и у Китая – при фантастических темпах роста военно-экономического могущества «Поднебесной» эта задача реальна по выполнению. Таким образом, все уважающие себя морские государства продолжают уделять серьезное внимание усилению своего авианосного компонента в составе флотов.
Конечно, в силу территориального расположения России авианосец не может стать ее основным инструментом внешней политики. Но не стоит забывать о том, что более 60% границ у нашей страны проходят именно по воде.

Командующий Тихоокеанской оперативной эскадрой надводных кораблей (1981 – 1989 гг.) РОСТИСЛАВ ДЫМОВ: «Россия – это великая морская держава. И чтобы была уверенность в том, что мы сможем защитить эти границы, естественно нужны такие корабли, как «Кузнецов».

Но корабли – это только часть флота. У флота еще есть и ракетно-ядерное оружие, авиация, есть космическая группировка, в которую входят спутники связи, разведки и целеуказания. Для того, чтобы эти спутники появились на низких орбитах, были созданы ядерные источники энергии. А еще у флота уникальные наземные сооружения, такие, например, как станция сверхнизкочастотной (СНЧ) связи «Зевс». Она передает сигналы, в том числе и боевого управления, на атомные подводные лодки, находящиеся на глубине свыше 100 м. и на удалении более 10 тыс. км, используя в качестве волновода не атмосферу, а один из слоев земной коры. С помощью «Зевса» изучается литосфера Земли на глубине до 150 км! Предложение использовать «Зевс» в программе противоракетной обороны выглядит еще более фантастично, но нам рано раскрывать свои козырные карты.
Последняя попытка включить ВМФ в механизм большой политики была предпринята после триумфальной боевой службы «Курска» в Средиземном море осенью 1999 года. С подачи главкома ВМФ адмирала Владимира Куроедова Владимир Путин заявил на заседании Совета безопасности 23 ноября 1999 года, что присутствие Военно-морского флота будет расширяться. Путин объявил о развертывании к ноябрю 2000 года в Средиземноморье разведывательно-ударной группы, флагманом которой должен был стать авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Вынашивался план восстановления нашей базы Тартус в Сирии, созданной для обслуживания советской Средиземноморской эскадры в 1983 году. Реализация этих планов, возможно, предотвратила бы уничтожение Югославии как государства. Пример подобного влияния ВМФ на международную политику имеется. Взять хотя бы, так называемые, «ответные меры» Юрия Андропова, благодаря которым мы заставили НАТО убрать из Европы «Першинги» – баллистические ракеты среднего радиуса действия с подлетным временем 6-7 минут. По указанию Юрия Андропова, на боевое патрулирование вышли сразу около полутора десятков ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) Северного флота. Из числа находившихся в море РПКСН 6-8 боевых единиц постоянно находились на патрулировании в Саргассовом море и, в частности, в зоне Бермудского треугольника. Каждый подводный ракетоносец нес 16 баллистических ракет с разделяющимися боеголовками. Каждая боеголовка «помнила» координаты своей цели – одного из американских городов. Таким образом, сотни американских городов с населением несколько сотен тысяч человек каждый оказались под прицелом российских подводников. Но нас вынудили сделать это.
Быть может, используя этот пример в качестве одного из аргументов, Главком Куроедов пробудил в Путине желание вернуть России ее прежний статус великой морской державы, для чего предложил в 2000 году послать в Средиземноморье пусть не эскадру, но достаточно сильную разведывательно-ударную группу боевых кораблей, чтобы с ее помощью попытаться разрубить туго завязанный югославский узел. Как известно, эти планы не состоялись из-за гибели «Курска», который входил в состав «средиземноморского» отряда. Даже не столько сама гибель АПРК, сколько последовавшая затем трата огромных финансовых средств. В государственном кошельке уже не оставалось денег на отправку кораблей к берегам Югославии.
Мало кто знает, что флагман группы – «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» был «самым слабым звеном» в этой военно-политической игре и первым кандидатом на «вылет» из нее. Дело в том, что в его котлах – главной энергетической установке – уже трижды меняли котельные трубки. Прогори они в очередной раз – и новые просто некуда было бы приваривать. А в том, что они прогорят за время боевой службе, – никто не сомневался. Бывший командующий Северным флотом адмирал Олег Ерофеев рассказывал об авианосце: «На нашем флагмане мы заменили перед боевой службой 100 процентов котельных трубок. Через трое суток на контрольном выходе трубки начали течь».
Если для замены котельных трубок на «Кузнецове» во время его первой службы в Средиземное море вызывали бригаду рабочих судоремонтного завода, то для смены котлов наш авианосец пришлось бы тащить за «ноздрю» в судоремонтный завод. Ближайший завод – в Николаеве, на территории суверенной Украины. И как знать, удалось бы договориться с Украиной о цене или нет. То, что план был авантюрным, понимал и сам Куроедов. В Главном штабе ВМФ подсчитали средства, необходимые на подготовку и развертывание в Средиземном море отряда кораблей для проведения учения, адекватного по масштабам действий и составу сил 6-го флота США. По предварительным расчетам, эти затраты в целом были соизмеримы с содержанием всего Черноморского флота в течение года.
Трагедия «Курска» вернула политиков в мир реальности. Да, по количественным параметрам ВМФ России по-прежнему занимает второе место в мире после ВМС США, но качественные показатели боеготовности и боеспособности претерпели значительные изменения не в лучшую сторону. В то время сам главком ВМФ Куроедов признавал, что при существующей тенденции в финансировании к 2015 году в составе ВМФ останется не более 60 кораблей. С учетом сохранения мощной военно-морской группировки стран НАТО – более 800 кораблей – то повлечет полное прекращение военно-морской деятельности России, чего ни в коем случае нельзя допустить.
Но уже допускается. Один из двух самых крупных и самых сильных флотов России – Тихоокеанский – утрачивает свое оперативно-стратегическое значение, а тактические задачи способен решать ограниченно. Надводные силы общего назначения ТОФ сокращены более чем в три раза. Ракетоносная авиация — более чем в два раза. Более 30 процентов кораблей выведены из состава действующих сил, а оставшиеся в строю корабли не имеют оперативных запасов топлива, не обеспечены ЗИПом и в море могут выйти только после длительной подготовки.
На Тихоокеанском флоте, по оценкам военно-морских экспертов, необходимо иметь примерно 4-5 крейсеров УРО. Но в ближайшие 5-7 лет строительство крейсеров не предусмотрено, а в ближайшие 2-3 года ТОФ вообще не получит ни одного корабля. И это при том, что здесь не зона мира и безопасности.
Боевые корабли Тихоокеанского флота

Количество (ремонт, резерв, консервация)*** — Средний возраст (лет)

Корабли 1-го ранга 26(11)-20,4
В том числе:
— ракетные крейсеры 2 (1)- 21,5
— эсминцы 4 (3)- 19,8
— большие противолодочные
корабли 4 — 20,5
— атомные подводные лодки с
баллистическими ракетами 4 — 29
— атомные подводные лодки с
крылатыми ракетами 6 (3) -17,2
— атомные торпедные
подводные лодки 6 (4)- 17,8

Корабли 2-го ранга 13 (5)-21,5
В том числе:
— большие десантные корабли 5(4) — 26
— дизельные подводные лодки 8(1) — 18,8

Корабли 3-го ранга 32(10)- 18,8
В том числе:
— малые противолодочные корабли 8(4)- 19,6
— малые ракетные корабли 4(1)- 20,3
— ракетные катера 11(4)-16,4
-тральщики 9(1)- 21,1

Всего: 71(26)-19,9

Каспийскую флотилию, например, за короткий период времени посещали министр обороны, начальник Генерального штаба, главком ВМФ и все его заместители. В то время командующий флотилией вице-адмирал Владимир Масорин объяснял столь пристальное внимание к своему объединению со стороны военного руководства страны тем, что военно-политическая обстановка в Центрально-Азиатском регионе, на Юго-Западном и Прикаспийском стратегическом направлении остается довольно сложной. Это подтверждал и Анатолий Квашнин, который считает, что сегодня флотилия находится на одном из главных стратегических направлений, поэтому боевая готовность, состояние сил и штат – все должно соответствовать этому положению. Президент и министр обороны ставят флотилии задачи, направленные на усиление влияния России в этом регионе. Речь идет и о возможном силовом влиянии, поэтому Каспийская флотилия находится в центре происходящих событий и на ее усиление брошены все силы и средства. Здесь создана 77-я отдельная бригада морской пехоты. База хранения экранопланов стала основой для создаваемой смешанной эскадрильи. В состав флотилии принят новый сторожевой корабль проекта 11661К «Татарстан». Конечно, это наращивание новой силы не идет ни в какое сравнение с прежней, с тем, сколько было сокращено и сколько потеряно на южных окраинах бывшего СССР – оружия, техники и материальных запасов, и в первую очередь на Черном море.

Боевые корабли Каспийской флотилии

Количество (ремонт, резерв, консервация)*** — Средний возраст (лет)

Корабли 2-го ранга 1 — 6
В том числе:
— ракетные корабли 1 — 6

Корабли 3-го ранга 11(1) — 20,2
В том числе:
— малые артиллерийские корабли и
катера 2 — 11
— малые десантные корабли на
воздушной подушке 2 — 26
— ракетные катера 4(1) — 25,8
-тральщики 3 — 18,7

Всего: 12(1)- 19,9

Черноморский флот играл важную роль в Черноморско-Средиземноморском бассейне и стабилизации военно-политической обстановки в этом регионе. Корабли под Военно-морским флагом СССР выполняли задачи у берегов Египта, Сирии, Анголы, Эфиопии и Йеменской Арабской республики, в Красном море и в Персидском заливе. К началу 80-х годов они на постоянной основе несли вахту в Индийском океане и в портах Западной Африки, обеспечивая стабильность обстановки в районе от Атлантики до Персидского залива. В периоды обострения обстановки на Ближнем Востоке, трех арабо-израильских войн, агрессии США против Ливии и против Ирака численность сил Черноморского флота в море удваивалась и количество боевых кораблей иногда достигало 60 единиц.
В разгар Югославского кризиса черноморцы сумели отправить в район конфликта лишь десантные корабли с личным составом ВДВ. Все находящиеся в строю корабли ЧФ можно перечесть по пальцам: большие противолодочные корабли «Керчь» и «Очаков», ракетные корабли на воздушной подушке «Бора» и «Самум», сторожевые корабли «Сдержанный», «Ладный» и «Пытливый», большие десантные корабли «Азов», «Николай Фильченко» и три номерных, не считая малых противолодочных кораблей и тральщиков. Единственный ракетный крейсер «Москва» после десятилетнего ремонта имеет ограничения по боевому применению. Из всей Констанцской ордена Ушакова бригады дизель-электрических подводных лодок в строю лишь одна – «Б-871». Где же 60 кораблей Средиземноморской эскадры? Увы, эскадры больше нет.

Боевые корабли Черноморского флота
Количество (ремонт, резерв, консервация)*** — Средний возраст (лет)
Корабли 1-го ранга 3(1) — 31,7
В том числе:
— ракетные крейсеры 1 — 26
— большие противолодочные
корабли 2(1)- 34,5

Корабли 2-го ранга 14(3) — 25,4
В том числе:
— сторожевые корабли 3 — 31,3
— ракетные корабли
на воздушной подушке 2(1) — 9,5
— большие десантные корабли 7(1) — 28,3
— дизельные подводные лодки 2(1) — 22

Корабли 3-го ранга 3(8) — 23,6
В том числе:
— малые противолодочные корабли 7(3) — 22,1
— малые ракетные корабли 2 — 26
— ракетные катера 6(1) — 21,7
-тральщики 8(4) — 25,8

Всего: 40(12) — 24,8

Балтийский флот должны были начать усиливать еще 14 лет тому назад. На памятном для моряков заседании Совета безопасности 23 ноября 1999 Владимир Путин заявил о таком намерении. Но вместо этого его продолжают сокращать.

Боевые корабли Балтийского флота
Количество (ремонт, резерв, консервация)*** — Средний возраст (лет)
Корабли 1-го ранга 2-16,5
В том числе:
— эсминцы 2 — 16,5

Корабли 2-го ранга 9(1) — 23,3
В том числе:
— сторожевые корабли 3 — 25,3
— большие десантные корабли 4(1) — 21,8
— дизельные подводные лодки 2 — 23,5

Корабли 3-го ранга 27(6) — 18,5
В том числе:
— малые противолодочные корабли 8(4)- 19,9
— малые ракетные корабли 4 — 18,3
— малые десантные корабли на
воздушной подушке 2(1) — 17
— ракетные катера 7 — 18,1
-тральщики 6(1) — 17,8

Всего: 38(7)-19,6

  И, наконец, самый современный Северный флот. Пока он есть – никто не посмеет посягнуть на права России в Арктике. Однако на наши месторождения нефти и газа на шельфе северных морей, а также биоресурсы уже претендуют многие государства.
Выступая еще 24 мая 2001года на сборе офицеров воспитательных структур Северного флота, заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Владимир Доброскоченко подчеркнул, что в Северной морской зоне основным дестабилизирующим фактором являются неправомерные действия Норвегии по отношению к российским рыболовецким судам, включая их аресты в районе архипелага Шпицберген. Ряд государств Североатлантического альянса, в первую очередь США и Норвегия, продолжают наращивать научно-исследовательскую деятельность в Северной морской зоне и Арктическом районе. Вице-адмирал Доброскоченко указал на возможные причины обострения военно-политической обстановки в Северной морской зоне и на Кольском направлении. Среди них: неурегулированность вопросов разграничения континентального шельфа в Баренцевом море; дальнейшее ужесточение требований к российским рыболовецким судам в районах промыслов в Баренцевом и Норвежском морях; размещение и ввод в эксплуатацию РЛС «Глобус-2» в районе Варде, являющейся одним из передовых элементов системы национальной ПРО США.

Боевые корабли Северного флота
Количество (ремонт, резерв, консервация)*** — Средний возраст (лет)
Корабли 1-го ранга 38(14)-18,5
В том числе:
— авианосцы 1(1)-18
— ракетные крейсеры 3(1)-18
— эсминцы 2 — 16
— большие противолодочные
корабли 5(2)-19,2
— атомные подводные лодки с
баллистическими ракетами ** 11(5)-22,5
— атомные подводные лодки с
крылатыми ракетами 3 (2)-17,7
— атомные торпедные
подводные лодки 6 (3)-14,3
— атомные подводные лодки
спец назначения 7 — 16,6

Корабли 2-го ранга 20 (7)-21,5
В том числе:
— большие десантные корабли 5(3)-27,2
— большие атомные подводные лодки 8(3)-19,1
— дизельные подводные лодки 7(1)-20

Корабли 3-го ранга 19(6)-21,3
В том числе:
— малые противолодочные корабли 6(3)-17,2
— малые ракетные корабли 3 — 23,3
-тральщики 10(3)- 23,2

Всего: 77(27)-20

Наше стремление к партнерству ради мира Запад понимает как нашу слабость. Он явно торопится списать Северный флот со счетов большой политики. И для этого есть основания. Из трех флотилий атомных подводных лодок на Северном флоте остались две. Из двух эскадр подводных лодок — ни одной. Нет морской стратегической авиации. Сокращены многие дивизии и бригады кораблей.
Ежегодно увеличивалось число открываемых научных и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Предполагалось, что до 2005 года на флот поступят новые вооружения. Однако по ряду перспективных образцов ежегодные темпы финансирования не позволили выдерживать планируемые сроки. Возможно, создание этих образцов может вообще потерять смысл из-за их устаревания в процессе разработки. В ближайшие пять лет основная часть средств будет вкладываться в поддержание технического состояния действующего флота, и только затем будут увеличены средства на его развитие. На сегодняшний день на поддержание флота идет 80 процентов и на развитие — 20 процентов средств. Серийное строительство кораблей новых проектов начнется после 2010 года, тогда как уже сейчас средний возраст кораблей составляет от 16 до 20 лет, и большинство из них, конечно, будут выведены из боевого состава раньше 2010 года.

Боевые корабли ВМФ России
(по состоянию на 2003г.)
Количество (ремонт, резерв, консервация)*** — Средний возраст (лет)
Корабли 1-го ранга 69 (28)-19,7
В том числе:
— авианосцы 1 (1)- 18
— ракетные крейсеры 6 (2)- 20,5
— эсминцы 8 (3)- 18
— большие противолодочные
корабли 11(3)- 22,5
— атомные подводные лодки с
баллистическими ракетами 15 (5)-24,3
— атомные подводные лодки с
крылатыми ракетами 9 (5)-17,3
— атомные торпедные
подводные лодки 12 (7)-16,1
— атомные подводные лодки
спец назначения 7 — 16,6

Корабли 2-го ранга 57 (16)-22,5
В том числе:
— сторожевые корабли 7 — 25,1
— ракетные корабли
на воздушной подушке 2(1)- 9,5
— большие десантные корабли 21(9)- 26,2
— большие атомные подводные лодки 8(3)- 19,1
— дизельные подводные лодки 19(3)-20,1

Корабли 3-го ранга 112(31)-20,4
В том числе:
— малые противолодочные корабли 29(14)-19,6
— малые ракетные корабли 13(1)-21,2
— малые артиллерийские корабли и
катера 2 — 11
— малые десантные корабли на
воздушной подушке 4(1)-21,5
— ракетные катера 28(6)-19,3
-тральщики 36(9)-22

Всего: 238(73)-20,7

——————————————————————————————

* Комплекс «Нитка» – такое название вошло в обиход и в официальные документы вместо сокращения НИУТК (Научно-исследовательский и учебно-тренировочный комплекс). Комплекс «Нитка» был построен и сдан в эксплуатацию летом 1982 года на аэродроме Новофедоровка. В его состав входили трамплин Т-1, разгонное устройство (прообраз катапульты), блок тросового и цепного аэрофинишера, аналогичный полетной палубе корабля.
**С учетом субмарины «Дмитрий Донской», переоборудованной для испытательных целей.
***В скобках указано, сколько кораблей и подводных лодок находится в ремонте, резерве или на консервации.

 

К записи "Статья №2. История создания авианесущих кораблей." есть 1 комментарий

  1. Замечательно, весьма ценный ответ

    слушать транс

Оставить свой комментарий

Счетчик
Полезное видео
Новостная рассылка сайта
Наверх