Статья №7. Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.3 «Новороссийск»

Дата: 24 Декабрь 2013 Рубрика: Надводные корабли ВМФ СССР и РФ Комментарии: Нет комментариев

        12906                                                                   

«…Удивительно, как могло позволить себе руководство страны и командование ВМФ, зная о понесенных при строительстве таких кораблей миллиардных затратах при напряжении всего народа, через полтора десятка лет легко продать их на лом, получив при этом копейки»

  Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143М разработан в Невском ПКБ под руководством А.Н.Маринича в январе 1975 года и утверждён Министерством судостроительной промышленности СССР в июле того же года.

 

                                                   1337627098_02

  От проекта 1143 отличался усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием, изменённым составом вооружения (отсутствовало торпедное вооружение), увеличенным составом авиагруппы (и соответственно запасом авиационного топлива). Впервые на корабле планировалось базирование истребителей  Як-38П и кратковременное (10 – 15 суток) размещение десанта в упрощённых условиях, а также возможность приёма и размещения на верхней палубе тяжёлых транспортных вертолётов.

   Изменения в составе оборудования повлекли за собой увеличение численности экипажа, для размещения которого потребовались новые кубрики. Пришлось отказаться от системы перезарядки ПКРК «Базальт». В декабре 1977 года проект был переработан под руководством главного конструктора В.Ф.Аникина и получил обозначение 1143.3.

  Третий авианесущий крейсер – ТАКР, а затем ТАВКР «Баку» (позже по предложению Министра обороны СССР А.А.Гречко наименование заменено на «Новороссийск», заводской №103) 24 июня 1975 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 30 сентября заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве.

 

9c74831e0d24t   1 февраля 1977 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР утверждавшее срок сдачи корабля – 1979 год. Но изменения, вносимые в проект: усиление системы ПВО, увеличение авиационной группировки до 36 летательных аппаратов, оборудование на ВПП газоотводных шахт –  потребовали переноса срока сдачи на 1982 год.

  26 декабря 1978 года корабль проекта 1143.3 спущен на воду и поставлен на достройку.В конце 1979 года готовность ТАКР «Новороссийск» составляла 60%. С 1 сентября по 27 декабря 1981 года корабль прошел швартовые испытания.  

be417865351dt

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск» в Севастополе, 1982 год.

  5 января 1982 года корабль ушёл в Севастополь, где до 25 января проходил докование для очистки и окраски днища.С 29 января по 12 апреля прошли ходовые испытания. После ходовых испытаний начались государственные испытания на полигонах Краснознаменного Черноморского флота и, которые продолжались до 28 мая 1982 года.                                                                                                                                                                             28 мая 1982 года «Новороссийск» прибыл в Ни­колаев и был поставлен к набережной Большого ковша ЧСЗ на ревизию и окрас­ку. По заключению комиссии, программа госиспытаний была выполнена полностью; в качестве дополнения лишь рекомендовалось определить возможность взлета и посадки в ночных условиях груп­пы в составе четырех вертолетов при ско­рости воздушного потока до 20 м/с, бор­товой качке до 10° и килевой — до 3°.
  Кроме того,
комиссией не был принят АГАК «Полином» (его приемка ожидалась только в декабре 1982 года на головном атомном ракетном крейсере проекта 1144 «Киров» постройки Балтийского ССЗ). На корабле также не был установлен комплекс заводки на посадку летательных аппаратов «Привод-СВ» (позже от его установки на «Новороссийске» вообще отказались). Ко­миссия отметила, что при осадке корабля кормой менее 8,8 м подъемно-опускное устройство ПОУ-3 не обеспечивает надеж­ную выборку «буксируемого тела» (опуска­емой антенны) ГАС. Даже при отсутствии волнения на море эта операция требова­ла много времени. Также отмечалось, что на работе РЛС «Подкат» отрицательно ска­зываются такие факторы, как затенение зон видимости надстройками ТАКР, помехи вследствие переотражения сигналов и ис­кажение диаграмм направленности обеих расположенных на боковых стенках над­стройки антенн.В числе менее значительных, но дос­таточно любопытных и курьезных заме­чаний были и такие, как, например, установка на бачках пресной воды запор­ных клапанов, из-за чего имелись слу­чаи заливания кают водой (во избежа­ние этого рекомендовалось в дальней­шем установить самозакрывающиеся клапаны — так, кстати, и было сделано на предыдущих кораблях).12 августа было завершено устране­ние замечаний, а через два дня состоя­лось подписание приемного акта. С мо­мента закладки до сдачи корабля про­шло 6 лет, 10 месяцев и 14 дней.

156685-c2920-33128916-

15 августа 1982 г. Построение экипажа по случаю подъема Военно-морского флага . Сдача флоту очередного ТАВКРа «Новороссийск» (на заднем плане стоит недостроенный «Баку»).

  15 августа 1982 года на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР. 24 ноября корабль был включён в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота.Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота.

  ТАВКР «Новороссийск» имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора. Полётная палуба площадью 5600 м2 размещалась вдоль левого борта под углом 4,5° к продольной оси. Палуба была покрыта специальными термостойкими плитами АК-9Ф. Надстройка («остров») смещена к правому борту.

  Главная энергетическая установка состояла из 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3 и разделялась на два эшелона. Источником электроэнергии служили 6 турбогенераторов и 4 дизельгенератора общей мощностью 15000 кВт.

  На борту корабля размещались две эскадрильи: противолодочных вертолётов Ка-27 и самолётов вертикального взлёта Як-38.

1337627067_06

311 ОКШАП ТОФ на палубе ТАКР «Новороссийск».

Численность авиаотряда, по сравнению с «Киевом» и «Минском», увеличена до 36 ЛА. Специально для ожидавшихся самолётов Як-141 на полётной палубе были смонтированы газоотводные устройства (позже демонтированы). Авиатехника размещалась в одноярусном ангаре, расположенном под полётной палубой. За счёт уменьшения зазоров в ангаре удалось разместить 24 летательных аппарата. На полётную палубу они поднимались при помощи 2 подъёмников: подъёмника для самолётов, расположенного в диаметральной плоскости в районе миделя, и подъёмника для вертолётов – позади надстройки.

  27 марта 1981года было принято решение Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам о проведении глубокой модернизации самолета Як-38.

  Ставка в этой работе делалась, прежде всего, на двигатели – их тяга была доведена до 6700 кгс на вертикальном режиме. Таким образом, был получен прирост тяги на 350 кгс. Для усиления боевой мощи штурмовика его арсенал дополнили бомбовыми кассетами РБК-500 и управляемыми ракетами Х-25МР. Модернизированный самолет получил обозначение Як-38М.

 

1337627149_03

  Модернизированные Як-38М постепенно заменили в корабельных полках вылетавшие ресурс старые модификации. Но в конце 1980-х годов интенсивность эксплуатации этих самолетов резко пошла на убыль отчасти из-за их бесперспективности, отчасти вследствие износа основных носителей – авианесущих крейсеров  «Киев», «Минск» и «Новороссийск», всю свою флотскую службу базировавшихся на рейдах Североморска и бухты Абрек и вынужденных постоянно эксплуатировать свои котлы и генераторы. Износ судовых механизмов и проблемы с постановкой их на капитальный ремонт привели к тому, что при гарантийном сроке эксплуатации 25 лет авианосцы исчерпали свой ресурс гораздо раньше.

 

1337627068_10 

  За полтора десятка лет эксплуатации суммарный налет Як-38 всех модификаций составил 29 425 часов. Для отечественной морской авиации эта машина стала этапной. Ее освоение и эксплуатация дали необходимый опыт проектирования самолетов корабельного базирования. Были установлены самые тесные связи между организациями двух министерств – судостроительной и авиационной промышленности, сыгравшие важную роль в последующие годы.

  Приходится констатировать, что путь развития авианесущих кораблей с самолетами вертикального взлета оказался тупиковым по ряду причин: Первая заключается в ошибке с выбором концепции самолетов вертикального взлета Як-38. Второй причиной является несоответствие предназначенных для их базирования кораблей тем достаточно ограниченным задачам, которые мог решить этот самолет при действиях в открытом море.

  Авианесущие крейсеры проекта 1143 так и не стали полноценными авианосцами в классическом понимании, поскольку их наступательный ракетный комплекс крылатых ракет «Базальт» значительно превосходил по мощи все самолеты бортовой авиагруппы.

  До решения основной задачи – уничтожения средств ПЛО противника – штурмовики Як-38 были бы просто не допущены чужими средствами ПВО, да и подходить так близко к чужой эскадре было бы для крупного корабля чрезвычайно опасно.

1337627105_08

Пуск крылатой ракеты Базальт с ТАКР «Новороссийск»

                                                                

 ТАКР «Новороссийск» имел вооружение, которое состояло из: четырех спаренных пусковых установок противокорабельных ракет П-500 «Базальт» (16 ракет), двух спаренных пусковых установок ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет), двух двухствольных 76,2-мм артиллерийских установок АК-726 и восьми шестиствольных 30-мм установок   АК-630, одной установки противолодочного ракетного комплекса РПК-1 (16 ракето-торпед 82Р), двух реактивных бомбомётов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60). Вместо ЗРК «Оса-М» планировалось установить более совершенный комплекс «Кинжал», но к моменту завершения строительства его разработка ещё не была завершена. Торпедные аппараты отсутствовали.

1337627131_07

Стрельба ЗРК «Шторм» ТАКР «Новороссийск»

  В состав радиотехнического оборудования входили: БИУС «Аллея-2К», РЛС обнаружения «Восход» и «Фрегат-М», РЛС обнаружения малоразмерных целей «Подкат», навигационный комплекс «Салгир-V», система космической связи «Тайфун-1», РЛС управления ПКРК «Аргон-1143», средства РЭБ «Кольцо», «Ограда» и ПК-2, стационарная ГАС «Полином» (в бульбовом обтекателе), буксируемая ГАС «Платина».

    Несмотря на принадлежность к Краснознаменному Тихоокеанскому флоту, ТАКР «Новороссийск» первое время выполнял задачи в составе Краснознаменного Черноморского флота. 9 мая 1983 года он участвовал в параде на рейде Севастополя.

DN-SN-83-11592

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск» в Атлантическом океане, май 1983 года

  С 14 мая по 7 июня в сопровождении БПК «Образцовый», СКР «Задорный» и танкера «Днестр» ТАКР «Новороссийск»  совершил переход в Североморск. На Краснознаменном Северном флоте он принял участие в учениях «Мистраль» и «Океан-83».

Самолеты Як-38 на ТАКР пр.1143.3 «Новороссийск».

  С 17 октября 1983 по 27 февраля 1984 года крейсер в сопровождении БПК «Николаев», СКР «Порывистый», БДК «Александр Николаев» и танкера совершил переход из Североморска, вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток. Это был самый продолжительный поход авианосной группировки. За четыре с половиной месяца «Новороссийск» оставил за кормой более 20 тысяч миль и посетил вместе с кораблями сопровождения порты Луанду (Ангола), Викторию (о. Сокотра), Мапуту (Мозамбик), Мадрас (Индия), Эфиопии, Южного Йемена и Вьетнама.

02163028

Покраска борта на ТАКР «Новороссийск» в Индийском океане

  Командир 311-го штурмового корабельного авиаполка майор Ю.И. Чурилов вместе со своими подчиненными участвовал в переходе третьего ТАКР «Новороссийск» из Североморска в Тихий океан. За время перехода было произведено около 600 полетов, из них 120 с использованием взлета с коротким разбегом. Общий налет авиагруппы Як-38 превысил 300 часов. Высокая выучка летчиков, большая часть из которых имела опыт полетов на ТАКР «Минск», и доработки корабельного авиационного комплекса позволили говорить уже не об опытной эксплуатации самолетов вертикального взлета и посадки, а об их нормальной строевой службе.В 1984 году крейсер участвовал в учениях «Голубая стрела» и «Длинная осень». В марте-апреле 1985 года принимал участие в оперативно-тактических учениях Краснознаменного Тихоокеанского флота в районе Гавайских островов. 

DN-SN-86-06934

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск», большой противолодочный корабль «Василий Чапаев» и танкер «Владимир Колечицкий» в Тихом океане, 1985 год

 С 29 мая по 16 июня 1985 года ТАКР «Новороссийск» совместно с СКР «Ревностный» и «Порывистый» участвовал в поисковой операции в Японском море.

b2a048efa0dbt

2 декабря 1985 года ТАКР «Новороссийск» решением Военного Совета ВМФ СССР объявлен лучшим надводным кораблем Тихоокеанского флота.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/archive/2/29/20111117195744%21Novorossijsk_Kiev-class_1986.jpg

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.3 «Новороссийск», март 1986 год.

  В 1987 году ТАКР «Новороссийск» провёл показательную стрельбу главным ракетным комплексом. С 12 по 16 мая 1988 года ТАКР «Новороссийск» вместе с БПК «Адмирал Захаров» и эсминцем «Боевой» нанёс визит в Вонсан (КНДР). В 1988-1990 годах корабль прошёл средний ремонт на «Дальзаводе».

02163041

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск» во Владивостоке, 1988 год

   Последний поход ТАКР «Новороссийск» состоялся в мае 1991 года. Из-за сокращения финансирования решением Главкома ВМФ СССР Ф. Громова корабль был выведен в отстой и поставлен на прикол в бухте Постовая близ Советской гавани. В январе 1993 года при нахождении в отстое в машинном отделении  «Новороссийска» произошёл пожар.

0_bdb95_9a8ca205_XXXL.jpg

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143М «Новороссийск» у причальной стенки «Дальзавода» во Владивостоке во время своего последнего ремонта 1988-90 гг.

  Корабль был поставлен в док, но 30 июня 1993 года руководством РФ было принято решение о разоружении его и исключении из состава ВМФ России. 31 августа 1994 года команда «Новороссийска» была расформирована.  Всего за период службы с палубы ТАКР было выполнено 1900 полётов самолётов и 2300 полётов вертолётов.

Продажа  «Новороссийска».

13

Главком ВМФ Феликс Громов (руководил флотом с 1992-го по 1997-й).

 Из-за преступной безответственности штабов и флагманских специалистов за пять лет лучший надводный корабль ТОФа был доведен до состояния металлолома. А был ли он таким? И неужели можно за пять лет довести корабль до металлолома?

1337627096_09

В 1994 году, имея всего 14 лет от роду, ТАКР «Новороссийск» продали южнокорейской компании на слом, а в январе 1996года он был отбуксирован в порт Пусан и впоследствии разобран на металлолом.

  В том же 1994 году, имея всего 14 лет от роду, ТАКР «Новороссийск» был  продан фирме «Янг Дистрибьюшн Компании» (Южная Корея) за 4,314 млн. долларов. В январе 1996 года он был отбуксирован в Южную Корею, порт Пусан, где и находится по настоящее время (есть непроверенные сообщения, что его уже разобрали на металл). По некоторым данным «Новороссийск» отстаивается в порту Чусан. По контракту покупатель «Новороссийска» обязан был представить продавшей стороне Акт порезки корабля на металлолом. Но до настоящего времени такого акта никто не видел.Если такого Акта нет в природе, то Россия имеет право потребовать рассмотрения факта нарушения международного права через суд, а купившая сторона обязана в кратности заплатить за это. Аналогичная ситуация и с «Киевом» и «Минском», которые должны были быть порезаны на металл, но контракт почему-то не выполнен, а корабли по прежнему находятся в Китае. Все это всем давно уже известно, но ни на шаг не приближает к разгадке того, что же в самом деле произошло с «Новороссийском» в Корее, тем более, что по Контракту за ходом разделки авианосца должны были следить представители Продавца.

   Нынешняя Россия, в свое время поспешно избавившаяся от гордости отечественного ВМФ, заключила контракт на покупку. предположительно 4-х французских кораблей-вертолетоносцев класса «Мистраль». Два из них предназначены для ТОФ. Конечно, простое сравнение «Мистралей» с «Кречетами» проекта 1143 не вполне корректно. «Мистрали» и размерами уступают нашим ТАВКР, и водоизмещением, и бортовое вооружение у них послабее будет, не говоря уже о численности экипажа. Да и задачи у них несколько различаются: «Мистраль способен десантировать на сушу воинские части, принимать вертолеты, быть центром командования и плавучим госпиталем. В России «Мистрали» собираются использовать прежде всего как корабли управления, а также для обеспечения поиска подводных лодок и борьбы с ними.

Французский вертолетоносец "Мистраль" прибыл в Санкт-Петербург

FRANCE-DEFENCE-NAVY-MISTRAL

Первый десантный вертолетоносец типа «Мистраль», корабль «Владивосток». Порт Сен-Назера, Франция, 28.11.2014г.

   Десантная составляющая «Мистралей» для российских ВМФ особого значения не имеет. Важно другое: некогда продав за бесценок уникальные многоцелевые океанские корабли, способные составить ударное ядро любого иностранного флота, сегодня Россия готова тратить огромные средства (контракт на «Мистрали» оценивается примерно в миллиард евро) для приобретения несравненно более слабых боевых единиц. По целому ряду ключевых параметров ТТХ значительно уступающих «Минску» и «Новороссийску». Не говоря уже о том, что французские корабли будут поставляться в «гражданском» варианте — без вооружения и электроники, только «коробка» и ходовая часть. Тогда уж проще построить новые корабли для флота самим, в России. И не по французской лицензии (именно такой вариант сегодня рассматривается министерством обороны), а на основе собственных разработок.
Правда, нет гарантии, что через несколько лет и эти корабли не будут «сбагрены» за рубеж по цене лома очередными любителями поживиться за государственный счет. Конечно, всю правду о том, как и кто продавал за рубеж дорогостоящую военную технику и имущество государства и кто из властной верхушки (а не «пешки» вроде Махонина и Чернавина) погрел на этом руки, мы узнаем не скоро. Тем не менее, вся информация по данному государственному преступлению имеется в распоряжении чекистов и, видимо, ждет своего часа.

 

Оставить свой комментарий

Счетчик
Полезное видео
Новостная рассылка сайта
Наверх