Статья №6.Тяжелый авианосный крейсер проекта 1143.2 «Минск»

Дата: 22 Декабрь 2013 Рубрика: Надводные корабли ВМФ СССР и РФ Комментарии: 3 коммент.
JwSKB

ТАКР «Минск» пр.1143, одна из ПУ СМ-241 ракет П-500 «Базальт» в предпусковом положении, 1982-1983 г.г.

«…Удивительно, как могло позволить себе руководство страны и командование ВМФ, зная о понесенных при строительстве таких кораблей миллиардных затратах при напряжении всего народа, через полтора десятка лет легко продать их на лом, получив при этом копейки»

  Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 разработан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством главного конструктора А.В.Маринича. Корабли этого типа вывели советский ВМФ на второе место в мире. Второй авианесущий корабль проекта 1143, «Минск» (заводской №102), предназначавшийся для Тихоокеанского флота – зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 28 марта 1972 года и 28 декабря заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. Первые два ТАВКР практически не отличались друг от друга и «Минск» по конструкции был аналогичен «Киеву».

документы 127

Закладная доска «Минска»

При строительстве «Минска» был учтён опыт постройки «Киева» и отменён ряд ограничений главного конструктора, в частности по спусковому весу. 30 сентября 1975 года корабль спущен на воду, в отличие от «Киева», с полностью смонтированной по высоте надстройкой. Полное водоизмещение корабля 43 220 т. Длина — 273,1 м, максимальная ширина по летной палубе — 51,3 м, осадка — 11,5 м.  Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота.
Он имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора. Полётная палуба площадью 5600 м2 размещалась вдоль левого борта под углом 4,5° к продольной оси. Палуба была покрыта специальными термостойкими плитами АК-9Ф. По сравнению с «Киевом» для уменьшения забрызгивания изменена кромка угловой палубы и конструкция спонсона под 30-мм автоматы левого борта. Надстройка («остров») смещена к правому борту.  Главная энергетическая установка состояла из 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4-вального турбозубчатого агрегата ТВ-12-3 мощностью в 142 000 лошадиных сил и разделялась на два эшелона, придавая кораблю скорость в 30 узлов. Источником электроэнергии служили 6 турбогенераторов и 4 дизельгенератора общей мощностью 15000 кВт.
На борту корабля размещались две эскадрильи: 18 противолодочных вертолётов Ка-25 (позже Ка-27) и 16 самолётов вертикального взлёта Як-38. Авиатехника размещалась в одноярусном ангаре (130×22,5×6,6 м), вмещавшем 36 летательных аппаратов (фактически в нём находилось 22 ЛА). На полётную палубу они поднимались при помощи 2 подъёмников: подъёмника для самолётов, расположенного в диаметральной плоскости в районе миделя, и подъёмника для вертолётов, позади надстройки.                                                                                                                                                                                                                      Вооружение корабля состояло из 4-х спаренных пусковых установок противокорабельных ракет П-500 «Базальт» (16 ракет), 2-х спаренных пусковых установок ЗРК М-11 «Шторм» (72 ракеты), 2-х спаренных пусковых установок ЗРК «Оса-М» (40 ракет), 2-х двухствольных 76,2-мм артиллерийских установок АК-726 и 8-и шестиствольных 30-мм установок АК-630М (на «Киеве» были АК-630), 1-й установки противолодочного ракетного комплекса РПК-1 «Вихрь» (16 ракето-торпед 82Р), 2-х реактивных бомбомётов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60), 2-х (двух) 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-1143 (10 торпед СЭТ-53 или СЭТ-65).
В состав радиотехнического оборудования входили: БИУС «Аллея-2», РЛС обнаружения «Восход» и «Фрегат-М», навигационный комплекс «Салгир-1143», система космической связи «Тайфун-1», РЛС управления ПКРК «Аргон-1143», система посадки «Привод-СВ», средства РЭБ «Кольцо», «Ограда» и ПК-2, стационарная ГАС «Орион» (в бульбовом обтекателе), буксируемая ГАС «Платина».                                 С 15 октября 1977года по 18 февраля 1978 года прошли швартовые испытания.

           GtlccПодготовка ТАКР «Минск» к переходу на Тихий океан — погрузка боезапаса,  Севастополь, февраль 1978 г. 

  19 февраля на ТАВКР «Минск» был впервые поднят Военно-морской флаг СССР. Экипаж корабля составлял 1300 человек. 21 февраля 1978 года корабль ушёл в Севастополь, где через 3 дня начались заводские ходовые испытания. 5 мая начались государственные испытания.

059f105bПосле подписания приемного акта ТАКР «Минск». Слева направо: главный строитель И.И. Винник, зам.главного строителя по вооружению И.С.Мельницкий, председатель государственной комиссии контр-адмирал Е.В. Левашов, в светлом костюме — главный конструктор, Герой Социалистического Труда Аркадий Васильевич Маринич (НПКБ), ответственный сдатчик Саратовского завода «Знамя труда» по ЗРК «Оса-М» А.С. Волков, строитель по главному ракетному комплексу «Базальт» Г.Н. Дмитриев. Николаев, 27 сентября 1978 года.

  27 сентября 1978 года корабль вступил в строй и был временно зачислен в состав 30 дивизии противолодочных кораблей Краснознамённого Черноморского флота. 13 января 1979 года он был включён в состав 175 бригады ракетных кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота.

1368416636_605ff98d674dШтурмовики Як-38 и противолодочные вертолет Ка-25 на борту ТАКР «Минск» во время похода.

   С 24 февраля по 3 июля 1979 года ТАВКР «Минск» совершил переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик), Порт-Луи (Маврикий) и Аден (НДРЙ). Во время перехода в Средиземном море произошла встреча с «Киевом», во время которой (впервые в отечественном флоте) две авианосные группы отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и с другими кораблями. Это был длительный переход к месту постоянной приписки, и конструкторы запланировали провести дополнительные испытания самолета Як-38 в тропиках. Их результаты подтвердили опасения: в жарком климате начались осложнения с запуском подъемных двигателей, и в срочном порядке во время якорной стоянки в порту Адена на самолеты были установлены баллоны кислородной подпитки. Из-за увеличения массы самолета его летные характеристики заметно ухудшились, и в результате за двадцать летных смен 130-суточного похода общий налет Як-38 составил всего 50 часов при средней продолжительности полета порядка 20 минут.                                                                                                                                                                                                              Основным недостатком самолета Як-38 является малая продолжительность полета, связанная со значительными затратами топлива на вертикальные взлет и посадку.
В период с декабря 1979 года по сентябрь 1980 года на ТАВКР «Минск» проводились испытания по отработке взлета Як-38 с коротким разбегом в корабельных условиях*. Испытания показали, что наличие ветрового потока над палубой дает возможность дальнейшего улучшения динамики взлета.
В процессе отработки взлета с коротким разбегом с палубы «Минска» в акватории Уссурийского залива 27 декабря 1979 года потерпел аварию и рухнул в море из-за отказа системы поворота сопел Як-38У с летчиками-испытателями О.Г. Кононенко и М.С. Дексбахом на борту. Летчикам удалось катапультироваться с тонущего самолета. Это показало необходимость доработки системы автоматического покидания самолета, которую на время испытаний просто пришлось выключить из-за опасений несанкционированного срабатывания
Взлет с коротким разбегом, производившийся 8 сентября 1980 года в Южно-Китайском море в рамках серии климатических испытаний, закончился трагически: оторвавшись от палубы, Як-38 Олега Кононенко резко просел, ударился колесами об ограничительный брус и по нисходящей траектории упал в воду. Летчик до конца пытался спасти самолет и попыток катапультирования не предпринимал. Уклоняясь от таранящего удара, ТАВКР заложил крутую циркуляцию, одновременно была предпринята попытка эвакуации пилота с помощью дежурившего в воздухе вертолета-спасателя. Помощь опоздала, и Як-38 затонул вместе с летчиком.

21-2Летчик-испытатель О.Г. Кононенко погиб 8 сентября 1980 года  при выполнении испытательного полета на штурмовике Як-38.

  Для обеспечения аэродинамической совместимости авианесущего корабля и самолета вертикального и короткого взлета и посадки специалистами ЦАГИ и ЛИИ после исследования результатов аварии был разработан, опробован и внедрен комплекс мер. Самолет Як-38 доработали, провели программу испытаний и по ее результатам рекомендовали внедрить взлет с коротким разбегом в качестве штатного режима в строевую эксплуатацию. Новую методику взлета первым освоил командир 311-го штурмового корабельного авиаполка майор Ю.И. Чурилов.
11-14 декабря 1982 года ТАВКР «Минск» нанёс визит в Бомбей (Индия). По итогам 1982 года «Минск» был признан лучшим кораблём Краснознаменного Тихоокеанского флота. С 27 марта по 24 апреля 1984 года он находился на боевой службе в Южно-Китайском море, совершил заход в Камрань (Вьетнам).

s4164143

Таким я его увидел впервые в 1985 году с берега ВМБ «Павловск», во время прохождения службы на ТОФ, п. Тихоокеанский.

  В марте-апреле 1986 года крейсер вновь нёс службу в Южно-Китайском море с заходом в Камрань, где принял участие в совместных советско-вьетнамских учениях. С 4 по 8 июля 1986 года в сопровождении БПК «Таллин», «Адмирал Спиридонов» и танкера «Аргунь» он нанёс визит в Вонсан (КНДР).

 В 1986 году ТАВКР «Минск» был удостоен Приза Главкома ВМФ СССР за ракетную стрельбу. Всего за период службы с палубы ТАВКР было выполнено 2390 полётов самолётов и 3166 полётов вертолётов.

iz_sovetskogo_avianosca_sdelali_lunapark_10_foto__tekst_7  В 1991 году крейсер должен был прибыть в Николаев для ремонта и модернизации, но из-за сокращения финансирования он был поставлен на прикол в бухте Постовая близ Советской гавани.

4690738ТАКР «Минск», демонтаж вооружения, Советская Гавань, 1993 год.

  30 июня 1993 года корабль был разоружён и исключён из состава ВМФ. 31 августа 1994 года команда «Минска» расформирована и корабль передан для разделки на металл.

Продажа бывшего советского авианосца «Минск»

   Очень интересная и загадочная история приобретения бывшего флагмана Тихоокеанского флота СССР авианосца «Минск» Китаем. Выведенный из состава Тихоокеанского флота и проданный на лом южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Компании» (за 4,583 млн. долларов), корабль на буксире отводится 20 октября 1995 года в один из портов Южной Кореи (Пусан) и «застревает» там из-за экономического кризиса. Южнокорейская компания, выступившая первичным покупателем корабля, в силу финансовых причин, оказалась не в состоянии «освоить» такой корабль и подвернувшиеся «кстати» в 1997 году китайские инвесторы «Минск Эйркрафт Карриер Индастри Компании» из Шэньяна, Китай (Shenyang, Zhongguo) купили его за 5 млн. долларов США.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Тяжелый авианесущий крейсер «Минск» стал первым удачным приобретением для Китая. На момент продажи 45-тысячетонный «Минск» являлся пятым кораблем данного класса по тоннажу в мире.
Основной целью покупки объявлялось создание плавучего увеселительного аттракциона. Многие эксперты высказывали мнение, что данная сделка была предопределена и совершалась по заранее намеченному плану. 30 июля 1998 года корабль отбуксирован и стал на якорь в бухте специальной экономической зоны (СЭЗ) порт Шэнь Чжэнь (Shenzhen,провинция Гуан Дон), недалеко от Гонкога (Hong Kong, Xiangang).

pictureАвианосец «Минск».

  После 18 месяцев ремонта, который проводился на судоремонтном заводе, расположенном недалеко от СЭЗ, внешний вид корабля не изменился, оставленные системы вооружения, такие как пусковые установки ракет «поверхность-воздух», и отработавшие свой ресурс самолеты «Миг-23″, после косметического обновления и покраски, стали частью выставочной экспозиции. Ремонт обошелся Китаю примерно в 45 млн. долларов США.                       

В течение последних нескольких лет «Минск» стоял на причале в одном из пригородов Шеньчженя и использовался как военный музей и парк развлечений. С 27 сентября 2000 года после проведения реставрационных работ предприимчивые китайцы превратили бывший тяжелый авианесущий крейсер «Минск» в корабль-музей и развлекательный комплекс под названием «Мир «Минска» («Минск Уорлд»). Однако владевшая им компания Minsk World Industries так и не смогла расплатиться по крупному кредиту, взятому на обустройство корабля, и в марте 2005 года была признана банкротом.
По информации РИА Новости, новый владелец китайская компания Citic Shehzhen приобрела бывший советский авианосец «Минск» за 128,3 миллиона юаней (около 16 миллионов долларов).
Тогда, в своем интервью журналистам, генеральный менеджер компании Citic Shehzhen Гао Чжичжун заявил:  «В течение ближайшего месяца мы проведем все необходимые исследования, после чего намерены начать инвестиции в «Минск для того, чтобы превратить его в суперсовременный развлекательный центр. На самом деле «Минск» даже сейчас приносит неплохую прибыль, поэтому нам кажется, что мы заключили выгодную сделку».

iz_sovetskogo_avianosca_sdelali_lunapark_10_foto__tekst_8

64302_56466

64302_56464

minsk_10

minsk_24

Китайский развлекательный центр на бывшем советском авианосце «Минск».  

   Сейчас «Минск» стоит в гавани Pearl River Harbor в китайском городе Шэньчжэне. Ежедневная прибыль, которую получают нынешние владельцы корабля, превышает 200 тысяч долларов США! Это прибыль от продажи билетов, доходы от ресторанов и сувенирных лавок. Ежедневно комплекс посещают 6 тысяч туристов.

   P. S.

Копия Контракта на продажу ТАКР «Минск»

  Вот так буднично московские тыловики «забрали» у страны и флота авианосец ТАКР «Минск» , и отдали его вероятному противнику.
Странно, почему до сих пор никто в Ген.прокуратуре , в Правительстве РФ не поинтересовались исполнением Контракта№148/8/11014049 и с Дополнениями №1, №2, №3 и №4 от 8 апреля 1997 года, где есть и такой пункт №18.4 о стократном штрафе за невыполнение условий Контракта и равен он 423 мил.670 тыс.945 $.
Южнокорейской фирмой «Янг Дистрбьюшен»,  которая купила ТАКР «Минск», до сих пор не выполнен контракт  перед Россией. Аналогичная ситуация и с ТАКР «Новороссийск». Никто в России не видел актов утилизации от покупателей авианосцев и почему не наступили все «кары», которые заложены в пункте №18 Контракта?
Видимо такого же акта нет в природе и на ТАКР «Киев» , а это уже нанесения ущерба России в особо крупном размере. А ведь все эти сделки должны были сопровождаться в присутствии представителей МИД и представителей Госкомимущества России на месте разделки .
Также до сих пор не дана юридическая оценка тому ,что ТАКР «Минск» и «Новороссийск» уходили за границу «нафаршированные» секретным оборудованием.

Будем надеяться, что слова вице-премьера Д. Рогозина  о том, что «СРОКА ДАВНОСТИ НЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ПРОТИВ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ РОССИИ», сбудутся!

______________

 

* «Минск» был выбран, вследствие более устойчивых погодных условий в месте его базирования и отсутствия периода полярной ночи, характерного для Североморска, где базировался «Киев».

 

К записи "Статья №6.Тяжелый авианосный крейсер проекта 1143.2 «Минск»" оставлено 3 коммент.

  1. Евгений:

    Знаете ,когда я был еще маленьким и в 69м хоронил своего Деда-Ветерана двух Войн ,я по детски думал , что это не навсегда и я когда-нибудь приду и заберу его с собой.Когда я сходил с палубы «МИНСКА» в 1982 году у меня тоже была мечта,что я обязательно сюда еще вернусь,но судьба показала мне здоровую американскую задницу шпиона-ГОРБАЧЕВА и бюро похоронных услуг ЕЛЬЦИНА.А мы с палубы показывали задницу авианосцу Мидуэю и мелкоте пузатой-Копентри,Ямадума и т.д.Но речь не об этом.Для меня это была часть моей Родины!В Германии каждый год идут процессы над какими-то нацистами.Неуже ли я не дождусь когда будут судить предателей Отечества. Мне 55,Ленинградец,служил на Минске 1979-1982г. Евгений Федоров.

    • Михаил:

      Солидарен с вами. Необходимо судить всю шайку. И обязательно закрепить в учебниках, как предателей! На память всем будущим поколениям. Очень печально, что Ельцин ушел с «гарантиями», вместо заслуженного наказания…
      Да и Чубайс в ус не дует…
      Надеюсь, что разум возобладает и историки расставят точки над е для потомков.

      • Михаил, спасибо Вам за комментарий и взаимную солидарность! К сожалению, среди нашего окружения есть и такие люди, которые не желают, чтобы информация о преступных действиях должностных лиц, связанных с уничтожением сильнейшего ВМФ СССР, стала достоянием нынешнего и будущего поколений.

Оставить свой комментарий

Счетчик
Полезное видео
Новостная рассылка сайта
Наверх