Статья №5.Тяжелый авианесущий крейсер проекта1143.1 «Киев»

Дата: 22 Декабрь 2013 Рубрика: Надводные корабли ВМФ СССР и РФ Комментарии: Нет комментариев
nk1143kiev

Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 «Киев», 1985г.

«…Удивительно, как могло позволить себе руководство страны и командование ВМФ, зная о понесенных при строительстве таких кораблей миллиардных затратах при напряжении всего народа, через полтора десятка лет легко продать их на лом, получив при этом копейки»

  Разработка чертежей первого отечественно ТАВКР типа «Киев» (проект 1143, кодовое наименование «Кречет») была выполнена Невским ПКБ (Ленинград) в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №685-251 от 02.09.1968. Работы над проектом возглавил главный конструктор А.В.Маринич. Корабль считался логическим развитием вертолётоносцев типа «Москва» (пр.1123) и первоначально относился к классу противолодочных крейсеров (ПКР). Всего было разработано 9 вариантов компоновки (6 по ТТЗ и 3 инициативных), различавшихся архитектурой, размещением вооружения, механизмов и оборудования. Было выполнено 32 частные проработки для оценки возможности замены некоторых образцов вооружения на более перспективные. По результатам рассмотрения к дальнейшему проектированию был выбран первый вариант, как наиболее оптимальный.
16 октября 1968 года Главком ВМФ С.Г. Горшков утвердил ТТЗ на противолодочный крейсер (ПКР) с авиационным вооружением. По внешнему виду новый корабль, в отличие от предшественников, был уже ближе к авианосцам: смещённая к правому борту надстройка, угловая (4,5° к продольной оси) полётная палуба.
Создание крупнейшего на тот момент корабля отечественного флота потребовало решения ряда сложных научно-технических проблем, которые были успешно решены в ЦНИИ им. А.Н.Крылова и ЦАГИ. Технический проект 1143 (шифр «Кречет») был представлен в конце 1969 года и утверждён ВМФ и МСП (министерством судостроительной промышленности) 30 апреля 1970 года.

  Первый авианесущий корабль проекта 1143, получивший название «Киев» (заводской №101), 5 мая 1967 года был зачислен в списки кораблей ВМФ и 21 июля 1970 года был заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. В строительстве принимало участие более 300 предприятий-смежников. 26 декабря 1972 года корабль был спущен на воду. 17 апреля 1975 года «Киев» вышел на ходовые испытания, а 28 декабря 1975 года вступил в строй.

А.Б.Ганькевич, Ю.Г.Соколов, С.Г.Горшков на авианосце (ТАКР) Киев

Директор ЧСЗ А.Б.Ганькевич, командир «Киева» капитан 1 ранга Ю.Г.Соколов и главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков. ТАКР «Киев», Севастополь 20 мая 1975 года.

Визит на авианосец "Киев" министра судостроительной промышленности СССР Б.Е.Бутомы.

Визит на авианосец «Киев» министра судостроительной промышленности СССР Б.Е. Бутомы во время государственных испытаний корабля. На авиационном подъёмнике. В центре: министр МСП Б.Е. Бутома, председатель правительственной комиссии ПКР «Киев» вице-адмирал Е.И. Волобуев, главный конструктор корабля А.В. Маринич. Между Волобуевым и Бутомой — зам.министра МСП А.М. Фокин. Слева — заместитель Главкома по кораблестроению, адмирал П.Г. Котов. Справа — В.Ф. Бабак, И.Н. Овдиенко, Л.К. Назаров. Севастополь, 2 октября 1975.

 

Подписание приемного акта ТАКР "Киев"

Подписание приемного акта ТАКР «Киев». Председатель правительственной комиссии вице-адмирал Евгений Иванович Волобуев и зам.председателя комиссии — капитан 1 ранга Владимир Семенович Кравченко. Николаев, 28 декабря 1975 года.

  15 июня 1976 года противолодочный крейсер (ПКР) «Киев» был включён в состав Краснознамённого Северного флота. Такое обозначение ПКР «Киев» носил до 1977 года, когда произошла переклассификация корабельного состава ВМФ и с 28 июня 1977 года он стал называться тяжелым авианесущим крейсером – ТАКР.

98952939

Закладная доска ТАКР «Киев».

  За создание тяжёлого авинесущего крейсера «Киев» 250 специалистов Невского ПКБ, ЧСЗ и других организаций награждены орденами и медалями. Главный конструктор А.В.Маринич и главный строитель ЧСЗ И.И.Винник удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Строительство головного корабля пр.1143 — ТАКР «Киев», ССЗ в г. Николаев.

  Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота.
Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали (АК-25,АК-27) по продольной системе набора (на оконечностях – по поперечной) со шпацией 500 мм. Корпус разделён на отсеки: 18 – поперечными и 2 – продольными водонепроницаемыми перегородками (непотопляемость обеспечивается при заполнении любых 4 смежных отсеков). В средней части корпуса имелось 6 палуб и 2 платформы. ПКР «Киев» стал первым советским авианесущим кораблём с полной полётной палубой (длина 189 м, ширина 20,7 м, площадь 5600 м2). Полётная палуба была покрыта специальными термостойкими плитами АК-9Ф. 9-ти ярусная надстройка сдвинута к правому борту. Начиная с третьего яруса, надстройка изготовлена из алюминиево-магниевого сплава АМГ. Для уменьшения радиолокационной заметности все вертикальные поверхности надстройки выполнены с наклоном (до 10°). Главная энергетическая установка представляла собой «удвоенный» вариант применённой ранее на ПКР пр.1123. Она разделялась на два эшелона и включала в себя 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3. В качестве движителей использовались четырехлопастные бронзовые винты. Источником электроэнергии служили 6 турбогенераторов и 4 дизельгенератора общей мощностью 15000 кВт.

979290590

Противолодочный вертолёт Ка-25ПЛ

  На борту корабля размещался полк, состоявший из эскадрильи самолётов вертикального взлёта Як-38 и двух эскадрилий противолодочных вертолётов Ка-25 (позже Ка-27). Авиатехника размещалась в одноярусном ангаре (130×22,5×6,6 м), вмещавшем 22 летательных аппарата. На полётную палубу они поднимались при помощи 2 подъёмников: подъёмника для самолётов, расположенного в диаметральной плоскости в районе миделя, и подъёмника для вертолётов позади надстройки. На правом борту в кормовой части на палубе размещались 10 технических позиций для обслуживания летательных аппаратов.

Слева-сверху, направо-вниз: две установки АК-630 c РЛС МР-123, убранная ПУ ЗИФ-122 ЗРК «Оса-М», ПУ ракетного комплекса «Ураган-1143″, ПУ Б-189 ЗРК «Шторм», артиллерийская установка АК-726 на ТАКР пр.1143 «Киев»

  Вооружение корабля состояло из: 4 спаренных пусковых установок противокорабельных ракет большой дальности П-500 «Базальт» (16 ракет), 2 спаренных пусковых установок ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет), 2 спаренных пусковых установок ЗРК «Оса-М» (40 ракет), 2 двухствольных 76,2-мм артиллерийских установок АК-726 и 8 шестиствольных 30-мм установок АК-630, одной установки противолодочного ракетного комплекса РПК-1 «Вихрь» (16 ракето-торпед 82Р), 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60), двух 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-1143 (10 торпед СЭТ-53 или СЭТ-65).
  В состав радиотехнического оборудования входили: БИУС «Аллея-2», РЛС обнаружения «Восход» и «Фрегат-М», навигационный комплекс «Салгир-1143», система космической связи «Тайфун-1», РЛС управления ПКРК «Аргон-1143», система посадки «Привод-СВ», средства РЭБ «Кольцо», «Ограда» и ПК-2, стационарная ГАС «Орион» (в бульбовом обтекателе), буксируемая ГАС «Платина».
Первая посадка на палубу ПКР «Киев» самолёта Як-36М состоялась 18 мая 1975 года (лётчик-испытатель О.Г. Кононенко).

yak38-3

29a1f091415544bb11ecac64d718c514Як-38 на борту ТАКР «Киев»

  Свой первый боевой поход на Север вокруг Европы противолодочный крейсер (ПКР) «Киев» (с пятью боевыми серийными СВВП Як-36М и одним учебным Як-36МУ) начал 16 июля 1976 года, совершив переход вокруг Европы к месту своего базирования на Северном флоте. Выйдя из Севастополя, он прошел Босфор, Дарданеллы и через два дня вышел в Средиземное море. Здесь, у о. Крит состоялись первые за пределами СССР плановые полеты самолетов Як-36М, и за все время перехода к постоянному месту приписки на Северном флоте корабельные летчики выполнили 45 полетов, налетав в общей сложности 22 часа. Для начального этапа это было совсем немало. В Североморск ПКР «Киев» прибыл 10 августа 1976 года.

Противокорабельный ракетный комплекс «Базальт». Ракетный залп ТАКР «Киев». 

  На Севере, в августе-декабре 1976 года на ПКР были проведены госиспытания второго этапа — ударного ракетного комплекса «Базальт», комплексные испытания радиоэлектронного вооружения в составе корабельной группы, групповые полеты ЛА, а также мореходные испытания корабля. Приемный акт по второму этапу подписали 3 декабря 1976 года.

059f392b

ТАКР «Киев». На палубе самолеты Як-36М и вертолеты Ка-25. Севастополь, 1976 год.

   12 – 19 апреля 1977 года ПКР «Киев» принимал участие в учениях «Север-77».  В августе 1977 года самолет Як-36М был официально принят на вооружение авиации ВМФ под обозначением Як-38. Для удобства размещения в ангаре консоли крыла были сделаны складывающимися с помощью раздельных гидроприводов и снабжены штыревыми замками полетного положения. Первоначально колея шасси составляла 2,2м, что было недостаточно и однажды привело к опрокидыванию самолета на пробеге, после чего, изменив конструкцию амортизационных стоек, колею довели до 2,75м. Для сокращения послепосадочного пробега при посадке по-самолетному в хвостовой части фюзеляжа находился тормозной парашют площадью 13 кв.м. Самолет также имел и ряд других конструктивных доработок и улучшений.  Постановлением Правительства СССР в феврале 1977 года ПКР «Киев» приняли на вооружение ВМФ СССР.

2bfc1ec1e78b5a271f38ec4a2e6c197d_full

В декабре 1977 года началась его (уже не ПКР, а ТАВКР) боевая служба в Атлантике и на Средиземном море. К концу 1977 года в 1-м корабельном штурмовом авиаполку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАКР «Киев» летало уже 34 морских летчика. Во время похода с 15 декабря1978 года по 28 марта 1979 года на самолетах Як-38 с корабля было выполнено 355 полетов.                                                                                                                   

В марте 1979 года в Средиземном море произошла встреча ТАВКР «Киев» с ТАВКР проекта 1143.2 «Минск», во время которой (впервые в отечественном флоте) две авианосные группы отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и с другими кораблями. Во время широкомасштабных учений «Запад-81» ТАВКР «Киев» являлся флагманским кораблем (на его борту находилось всё руководство учениями, включая маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова, адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова, министров обороны стран Варшавского договора).

1368417319_368f213459a5

    9 ноября 1981 года ТАВКР «Киев» был награждён Вымпелом Министра Обороны СССР. В 1982-1984 гг. ТАКР прошел средний ремонт на ЧСЗ. Со 2 по 6 мая 1985 года крейсер нанес визит в порт Аль-Джазаир (Алжир). Находясь с дружественным визитом в Алжире, экипаж крейсера узнал о награждении корабля 4 мая 1985 года за успехи в боевой подготовке  орденом Красного Знамени (удостоен награды единственный из послевоенных кораблей). 

Пуски ракет П-500 с корабля пр.1143 «Киев».

  С 10 по 20 июня 1985 года он участвовал в учениях «Атлантика-85». 1 марта 1987 года совершил деловой заход в Сплит (Югославия). Дальние походы «Киев» продолжал до конца 1991 года. Летом 1991 года состоялся последний поход ТАВКР «Киев». После дальнего похода «Киев» был поставлен на ремонт в Росте (Мурманск), но из-за недостаточного финансирования 30 июня 1993 года он был исключён из состава ВМФ и разоружён.
Всего ТАВКР «Киев» прошёл 240850 миль. С его палубы самолёты совершили 4258 полетов, вертолёты – 9154.

1368417361_db5a3395e288ТАКР «Киев» в ремонте

 За время службы кораблём командовали капитаны 1 ранга Ю.Г.Соколов, В.Н.Пыков, Г.П.Ясницкий, Н.А.Мелах, капитаны 2 ранга В.Н.Глущенко и В.А.Звада.

                                                                                  Продажа «Киева».

  Первенец отечественного авианосного кораблестроения «Киев» удивительным образом повторил судьбу «Минска». Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» стал второй удачной покупкой для Китая. Китайская компания «Tianma Shipbreaking» (Тяньцзинь) приобрела его на металлолом за 70 млн. юаней, примерно, за 8,4 млн. долларов США. К моменту покупки ТАВКР «Киев» состоял на службе только 20 лет и даже не успел выработать своего ходового ресурса рассчитанного на 25 лет.

  Уважаемые друзья! Я предлагаю Вам посмотреть видео фильм на тему «Как распродавали российские авианосцы в период президентства Б. Ельцина». Источник информации: Документальный фильм «Расхищая Россию» в телепрограмме «Русские сенсации» на телеканале «НТВ». В этом фильме-разоблачении, редактор отдела расследования газеты «Наша версия» Вадим Саранов рассказывает, как преступно российские чиновники продали Китаю по цене черного лома, наш боевой авианесущий крейсер «Киев» и о причастности к преступным распродажам Дмитрия Якубовского и начальника вспомогательного флота ВМФ контр-адмирала Юрия Кличугина (распродажа плавучего дока «Анадырь»).
Вы увидите посещение родного авианосца «Киева» бывшим помощником авианосного крейсера капитаном 1 ранга Кравчуком. Они не виделись 13 лет. На этой палубе прошла вся его молодость…


28 августа 1994 года после торжественного спуска военно-морского флага команда «Киева» была расформирована, а тяжелый авианесущий крейсер был передан для разделки на металл.

1368417384_e2e0bbc5769dТАКР Киев, Мурманск, Видяево. 1998 год.

17 мая 2000 года корабль был отбуксирован из военно-морской базы Видяево, Россия в порт Тяньцзинь, КНР (Tianjing, Zhongguo). В среду, 30 августа 2000 года, корабль длиною в 273 метра встал на якорь в бухте порта. Первоначально «Киев» был отшвартован на территорию судоремонтного завода в городе Шаньхайгуань (провинция Хэбэй). Верхнюю палубу, надстройку и отсеки, где располагались пункты управления ходовой и боевой частями корабля, сделали местом посещения туристов.
Однако первоначальные планы Китая по слому и переплавке авианесущего крейсера изменились. Нарушив условия контракта, новые владельцы не стали утилизировать корабль. Вероятно, они находились под впечатлением популярности и большого коммерческого успеха его собрата «Минска». Государственный Комитет по делам экономики и торговли Китая дал добро на использование корпуса ТАВКР «Киев» в туристическом бизнесе.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAКитайцы любуются истребителем J-10 в ангаре авианесущего крейсера «Киев».

47734

bazalt02

-L-90XIv9

-L-mRNJVa

6

-L-GaMeY8

47826

47731

29463450_600

В начале 2004 года открылся военно-морской аттракцион в Тяньцзине на базе ТАКР «Киев».

74976488

ТАКР «Киев» в Тяньцзине (Китай) — 2005 год. Открытие «Киева» прошло всего через два дня после испытаний первого китайского авианосца «Варяг».

  В сентябре 2003 года корабль отбуксировали в более крупный туристический центр – Тяньцзинь (10-миллионный город в 120 км к востоку от Пекина), где бывший тяжелый авианесущий крейсер «Киев», как и однотипный «Минск» на юге КНР стал центром тематического военно-воспитательного комплекса, соединяющего в себе черты музея и парка аттракционов. Муниципальные власти Тяньцзиня ассигновали на этот проект 5 млрд. юаней (около 604 млн. долларов США) и внесли его в перечень приоритетных объектов городского строительства. И, уж простят меня наши горе-руководители – теперь гребут за него бешеные бабки.

  Уважаемый читатель! Возможно, Вы хотите дополнить своими рекомендациями и комментариями, представленную на сайте информацию о  тяжелом авианесущем крейсере проекта1143.1 «Киев» или желаете пополнить ее своими архивными фотографиями. Буду рад внести Ваши рекомендации или фото на страницу блога!

 

Оставить свой комментарий

Счетчик
Полезное видео
Новостная рассылка сайта
Наверх